18.09.2019

Мелодия, застывшая в металле

Мелодия, застывшая в металле

В 1900 году настоящей сенсацией Всемирной Парижской художественной выставки стал трёхъярусный павильон из чугунного литья, выполненный в византийском стиле. Это уникальное изделие было результатом работы мастеров чугунолитейного завода Уральского города Касли. Конструкция состояла из трёх тысяч элементов, которые создавались командой из шестнадцати мастеров в течение года. Проект павильона выполнялся по заказу одного из владельцев Кыштымского горного округа Василия Дружинина, решившего продемонстрировать мастерство работников завода и заодно воспользоваться международной площадкой для рекламы. 

Но история такого успеха закладывалась значительно раньше. 

Рождение Каслинских традиций

Прямым следствием реформ Петра I было не только развитие традиционных русских ремёсел, но и появление новых направлений прикладного искусства. Так, в результате становления российской добывающей и металлургической индустрии появилась возможность формировать и совершенствовать технологию художественного литья. В допетровскую эпоху литейное дело и искусство совмещали только зарубежные мастера.

В 1747 году купец из Тулы Яков Коробков заложил на Каслинском истоке железоделательный и чугуноплавильный завод. Участок был выбран более чем удачно. Уральские горы богаты железными рудами, местные пески, необходимые для формовки, отличаются великолепным качеством, а сырья для производства древесного угля – более чем достаточно. К тому же, Касли находились на прямой «казанской тропе», по которой купцы везли товары через Урал, избегая Верхотурской дороги. На официальном тракте за товары приходилось выкладывать солидные суммы местным воеводам и таможенным службам, а проезд по «казанской тропе» обходился гораздо дешевле.

В 1751 году завод перешёл во владение к заводчику, статскому советнику Никите Никитичу Демидову. До начала XIX века года производство находилось в собственности самого Демидова и его наследников. В цехах в основном изготавливали котлы, рукомойники, утюги, чайники, которые производились и в других местах, поэтому большого дохода не приносили. После покупки завода в 1809 году перед его новым владельцем – купцом I гильдии Расторгуевым Львом Ивановичем – остро встала задача освоения изготовления новой продукции, но по возможности, в рамках существующих мощностей. Расторгуев привлёк в свои цеха талантливых литейщиков, чеканщиков, формовщиков. Первым делом он принялся за изготовление военных заказов. А с принятием на должность нового управляющего – Григория  Федотовича Зотова –  началось развитие чугунного художественного литья. 

Этот энергичный и неоднозначный человек смог сделать невиданную для крепостного работника карьеру – дослужился до управляющего завода и, в качестве благодарности за свой труд, получил вольную. Однако методы, которые он применял к работникам завода, были недопустимыми: эксплуатация женского и детского труда, жестокое обращение с рабочими.  В результате Кыштымского волнения 1822-1823 гг. на проблемы рабочих обратил внимание император, а специальная комиссия, доказав преступления Зотова, отправила его в ссылку. 

Большой вклад в развитие каслинских традиций художественного литья внесли не только русские, но и немецкие мастера. В начале XIX века в результате наполеоновских войн, приведших к осложнению экономической ситуации в Германии, немецкие металлурги в поисках лучшей жизни приехали в Россию. Они проявили высокое мастерство в производстве оружия и художественных литых изделий. Каслинские мастера быстро переняли и развили немецкий способ литья в сухую песчаную форму.

Первые серьёзные работы были изготовлены по отливкам, которые Зотов привёз из Германии после посещения металлургических заводов. Это были «Апостол Иоанн Богослов», «Апостол Павел», барельеф «Учёный», «Блюдо в готическом стиле», «Блюдо с морскими божествами», «Иисус Христос». Из ассортимента немецких изделий также взяты популярные и сегодня подсвечник «Колонка на львиных лапах» и чернильница «Броненосец». Художественные вещицы, изготавливаемые небольшими партиями, назывались «кабинетным литьём», «кабинетными вещами». Эти названия отражали функциональную ориентированность продукции – чугунные вещицы в основном предназначались для декора столовых, гостиных, кабинетов, спален, залов. Одновременно они зачастую выполняли утилитарные функции – служили подсвечниками, чернильницами, вазами для фруктов.

Следующий всплеск художественного литья приходится на 40-е годы XIX века. Для повышения квалификации каслинских формовщиков руководство завода выписало из Горного правления вольнонаёмных литейщиков. Они привезли с собой передовые технологии покрытия отливок, что позволило расширить ассортимент выпускаемой продукции. Началось производство трёх видов подсвечников: лаковых, чёрных и бронзовых. Кроме того, изготавливали  парковые скамьи, кресла, молочники нового фасона. Развитие чугунного литьевого промысла тормозило отсутствие специалиста, который мог бы перенести рисунок в модель для чугунного литья объёмных форм.

Художники и литьё

К 70-м годам позапрошлого века определились основные направления художественного чугунного литья – кабинетное, мемориальное, бытовое, архитектурное. Знатоки прикладных искусств определили основные особенности каслинского стиля – чёткий силуэт, проработанные детали, убедительная имитация различных материалов, качественная окраска.

Как же объяснить техническую и эстетическую безукоризненность чугунных изделий? Прежде всего, для их изготовления мастера используют чугун, получаемый по особым технологиям. Важную роль играет высокое качество каслинских песков, применяемых для формовки. И главное условие создания шедевров из металла – мастерство формовщиков, литейщиков, чеканщиков, передающих секреты получения уникальных изделий от поколения к поколению и постоянно совершенствующих технологии и применяемые материалы.

В разное время в Каслях жили и работали выпускники Петербургской академии художеств. Художник по скульптуре Михаил Денисович Канаев, приняв предложение стать заводским скульптором, открыл школу, в которой обучал заводчан лепке и формовке. Канаев предложил заводскому начальству пригласить из Златоуста двух опытных гравировщиков по стали для обучения каслинских чеканщиков. Его просьба была удовлетворена. Неоценим вклад Николая Романовича Баха, который продолжил дело Канаева и взял под своё руководство художественную школу.

К концу XIX века, благодаря совместным усилиям скульпторов и мастеров художественного литья и чеканки, ассортимент художественного и архитектурного литья существенно расширился. Особенным спросом пользовались:

  • фонарные столбы, выполненные по индивидуальным заказам, опоры под арки, фронтоны крылец – простые и ажурные, ограждения, решётки. Рисунок решёток мог быть самым разнообразным и содержать цветочные мотивы, готические элементы, геометрические фигуры;
  • дверные ручки, таблички;
  • Декоративные гвозди-обереги, шляпка которых выполнялась в виде голов животных или различных символов;
  • чугунные дверцы для печей. Выпускались как самые простые модели с геометрическим орнаментом, так и образцы, имеющие художественную ценность благодаря сложному рельефу;
  • камины. Эти изделия составляли одно из основных направлений архитектурного литья. Каслинские камины, благодаря богатству форм и видов декора, украшали дома купцов и дворян. Восхищение вызывали модели «Ипатьевский камин» и «Демидовский камин». Первая конструкция выполнена в стиле барокко, украшения – цветочные розетки и головы сатиров. «Демидовский камин» по форме напоминал ажурный шкаф, и отличался высокой сложностью изготовления и оформления.

Первое признание: «Россия» не продаётся

Началом массового признания качества Каслинского литья можно считать выставку «Сельское хозяйство и промышленность», которая прошла в 1860 году в Санкт-Петербурге. На ней были представлены уличные столы, диваны, стулья, решётки, тарелки ажурные и с рельефом, а также статуэтки по моделям русского скульптора П.К. Клодта и французского мастера анималистической скульптуры П.Ж. Мена. Следующими стали выставки в Париже в 1867 году, Филадельфии в 1876 году, Екатеринбурге в 1887 году, Нижнем Новгороде в 1896 году. Регулярное участие в ярмарках и выставках позволяло широкой публике ознакомиться с уникальной продукцией, отлитой из чугуна.

Торжеством художественных традиций металлургов Урала стала Всемирная выставка в Париже 1900 года, ведь  в каталог участников вошло небывалое количество наших экспонатов  — 495 изделий.

Павильон располагался в галерее на втором этаже. Вход в него украшала скульптура «Россия» Н. Лаверецкого – женщина-воин, готовая в любой момент встать на защиту Родины. Стены сказочного дворца были созданы из чугунных кружев, фигурок зверей, птиц, драконов. В самом павильоне располагались экспонаты декоративного и декоративно-прикладного назначения. 

Здесь можно было своими руками потрогать линейку, сгибающуюся в кольцо, портсигар, цепочку для часов весом в 25 граммов, вазу, напоминающую кружево. Покупателям дарили сувенир – брелок в виде собачек, рыбок, скрещенных молоточков.

На этой выставке изделия заводов Каштымского горного округа были удостоены высших наград – Большой Золотой Медали и хрустального Гран-при. Президент Франции Эмиль Лубо предложил купить павильон со всеми экспонатами за астрономические в то время деньги – 2 миллиона рублей. Владельцы завода передали через управляющего своё согласие, но поставили условие: «Продаётся всё, кроме скульптуры «Россия». Французскому президенту не понравился такой ответ, и он выразил сомнение в качестве и прочности каслинского литья. Присутствовавший при разговоре мастер бросил на пол ребром изящную и на вид очень хрупкую тарелку. Изделие осталось целым, а француз повысил цену. Но покупка не состоялась, и чугунный дворец вернулся домой.

Вызовы времени 

Начало Первой мировой ознаменовало полную переориентацию завода на военные заказы. Революция, Гражданская война негативно отразились на судьбе Каслинского промысла. В 20-х годах возобновился выпуск небольших партий художественных изделий. А в 1934 году был запущен новый цех архитектурного и художественного литья. Со следующего года он начал выполнять заказы на крупноформатное литьё, предназначенное для оформления городских улиц, парков, метрополитенов. Это – уличные фонари, скамьи, урны, ограждения, решётки.

В 1957 году был восстановлен знаменитый Каслинский павильон, который расположили в одном из залов Екатеринбургской художественной галереи. В 1978 году этот шедевр был включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. 

Традиции Каслинского художественного литья, насчитывающие более двух столетий, продолжают современные художники, скульпторы, литейщики, формовщики, чеканщики, мастера по окрашиванию. Изделия выполняют по традиционным и усовершенствованным технологиям, а лучшие образцы сохраняются в Модельном Фонде.

 

Больше по теме

НОВОСТЬ
Известной литейной мастерской Урала исполнилось 20 лет
НОВОСТЬ
Новые изделия народных художественных промыслов Дагестана
СОБЫТИЕ
Выставка «Таймыр. Гений места»
СОБЫТИЕ
Работы молодых мастеров художественных промыслов в Волгограде