17.09.2019

От Хотьково до Уэлена: где в России живут косторезы

От Хотьково до Уэлена: где в России живут косторезы

Кость — один из материалов, который сопровождает человека почти всю историю его существования. Наши предки делали из костей животных необходимые бытовые предметы 40 тысяч лет назад, а в XVII-XIX веках превратили обработку кости в подлинное искусство. Промысел был и остаётся настолько самобытным, что иностранные путешественники, проезжавшие по территории нашей страны, прозвали его «резьбой русов». Такое определение можно найти в описаниях промысла до сих пор. 

Иногда мастерство именуется резьбой по «рыбьему зубу». Так в старину называли клык моржа или бивень мамонта, не имея представления, как выглядело ископаемое животное. Позже название закрепилось и за бивнями слонов, которые начали завозить в нашу страну для обработки. 

Рождённое северными народами как способ создания обрядовых статуэток искусство резьбы по кости росло, видоизменялось, усложнялось, а сегодня стало  одним из самых известных промыслов нашей страны. 

География традиции резьбы по кости 

Всего Россия насчитывает четыре основных центра косторезного искусства. Традиционно резьбу по кости воспринимают исключительно как часть северной культуры, но география проживания косторезов простирается от небольшого городка Хотьково неподалеку от Москвы, до северных точек нашей страны, вроде чукотского посёлка Уэлен. 

Каждая косторезная мастерская — крупнейшие существуют по сей день — прошла свой путь развития, обогащая традицию резьбы новыми сюжетами, стилями и элементами. В зависимости от региона менялся и материал, из которого мастера создавали свои шедевры. На Чукотке традиционно добывались клыки моржа, а в Сибири до сих пор находят кости мамонта. Правда, оба этих материала становятся всё более редкими, поэтому из них вырезают только высокохудожественные штучные работы. Остальные, которые доступны широкому кругу почитателей, режут из обычной животной кости, «цевки». Само мастерство обработки материала и его подготовки к работе с древних времен не изменилось. 

Для того, чтобы говорить о косторезном искусстве в России, нужно рассматривать каждый центр промысла отдельно. 

Тобольск: фигурки из сердца Сибири

Пожалуй, разговор о косторезном искусстве русских мастеров нужно начинать с упоминания именно этого города. В XVII веке переселенцы из западной части России организовали в Тобольске косторезный промысел. В тот период на прилегающей территории находили огромное количество мамонтовой кости, что в сочетании с косторезным опытом коренного населения создало необходимые условия для развития промысла. 

Первую косторезную мастерскую, которая впоследствии станет фабрикой, в 1874 году открыл губернский землемер И.Е. Овешков. Небольшая мастерская объединила самые передовые технологии того времени и воспитала группу выдающихся мастеров-косторезов. 

Первое время в Тобольске производили небольшие повседневные изделия — гребни, табакерки. Именно здесь появилась традиция инкрустировать белую кость костяными элементами с другими природными оттенками. Со временем тобольские мастера стали делать и первые скульптурные произведения, в мотивах которых преобладали бытовые сюжеты коренных народов Сибири:  ханты, манси, ненцев. Именно их опыт и традиции резьбы по кости легли в основу костяных скульптур Тобольска. Сегодня миниатюрные фигурки с национальным колоритом коренных народов Сибири — визитная карточка Тобольской фабрики. Историю развития промысла в этих краях заботливо хранят — коллекция тобольской резной кости в городском музее насчитывает несколько тысяч экспонатов. 

В современном виде, как закрытое акционерное общество, фабрика существует с 1992 года. Впервые выпускаемые мастерами изделия отнесены к народным промыслам в 1986 году. 

Хотьково: мамонты в Подмосковье 

Небольшой город Хотьково недалеко от Москвы — самый западный центр косторезного искусства и самый молодой. В 40-х годах прошлого века здесь появилась  столярно-художественная артель, а после войны — ещё и художественно-промысловая артель «Народное искусство». Впоследствии предприятия объединились и преобразовались в знаменитую Хотьковскую  фабрику резных художественных изделий. С распадом Советского Союза фабрика приостанавливала свою деятельность, но, к счастью, в 2013 году была выкуплена новыми хозяевами и возрождена с привлечением лучших мастеров-косторезов со всей России. 

Как и многие годы назад, фабрика выпускает ювелирные изделия и декоративные скульптуры из кости мамонта и моржа. Сюжеты — самые популярные: мамонты, волки, цветы. В стиле работ нет прямых отсылок к северной культуре, скорее, наоборот — у хотьковских мастеров можно найти резной виноград, розу или ёжика. Авторские работы косторезов все так же популярны как на художественных выставках, так и среди обычных покупателей. 

Холмогоры: не Ломоносовым единым 

Деревня близ Холмогор, родина великого ученого Михаила Ломоносова, также является центром косторезного промысла. Причём вся история резьбы по кости в этом регионе связана с биографией самого учёного. По преданиям, Ломоносов был хорошо знаком с местными мастерами и даже водил с ними дружбу. Позже, став известным учёным, он пригласил некоторых мастеров в столицу, где те продолжали обучение и украшали своими работами царские дворцы. 

Процветание косторезов и поддержка со стороны царственных особ продолжилась до конца XIX века, после чего в промысле наступил  кризис. 

В 1885 году в село наведался младший брат императора Александра III, Владимир Александрович, которого местные жители встретили очень тепло. Великий князь, польщённый приёмом, озаботился интересами села и помог возродить косторезный промысел, который окреп и продолжал развиваться вплоть  до начала войны в 1941 году. Сразу после объявления призыва все мастера ушли на фронт и работа артели приостановилась. 

После окончания войны промысел оказался на грани исчезновения, но выжившим мастерам удалось вернуться в село, восстановить рабочий процесс, и довоенная артель превратилась в фабрику. 

Характерные черты холмогорской косторезной традиции — изящные завитки — окончательно сложились ещё в петровские времена. Мастера меняли их только по форме и размеру. В остальном, как и в других центрах промысла, главной темой скульптурных произведений становились бытовые сцены северных народов, переданные в тончайшем ажуре. Главным изделием местных мастеров были гребни, но параллельно резались женские украшения, шкатулки, шахматы и многое другое. 

Уэлен: в черном-черном городе…  

У чукотского посёлка Уэлен много титулов. Он — самый северо-восточный населенный пункт России, родина писателя Юрия Рытхэу и самый старый центр косторезного промысла в нашей стране. Самому посёлку более 2000 лет, а название его переводится с чукотского языка как «чёрный». 

Недалеко от Уэлена археологи обнаружили древние костяные статуэтки, в которых угадываются черты голов хищников: белых медведей, тюленей и моржей. Основой для культуры резьбы из кости здесь служили древние культы поклонения животным, которые практиковали местные жители. Кроме изготовления культовых статуэток, наделяемых волшебными свойствами, чукотские мастера стремились отразить окружающий мир в сюжетной гравировке на клыках моржа, которые были популярны в конце XIX — начале XX века. Древние фигурки периода V—VII веков отличаются скромностью, но выразительностью: не передавая мелких деталей, они отражают главные черты создаваемого зверя.  

Полноценная профессиональная мастерская была основана в 1931 году, в ней объединились чукотские и эскимосские резчики. Кроме традиционной резьбы, мастера здешних мест отличались любовью к гравировке по клыку,  традиционному художественному направлению в искусстве северных народов. Сюжеты для гравировок подсказывала повседневность, которую мастера фиксируют на кости.



 

 

Больше по теме

СОБЫТИЕ
Выставка в рамках II Международного фестиваля «Косторезное искусство народов мира» в Магадане
СОБЫТИЕ
VII Фестиваль косторезного искусства
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Царская охота и другие сюжеты современного костореза из Тобольска
НОВОСТЬ
Работы магаданского костореза признаны изделиями народных художественных промыслов