Как дымковские жирафы до английской королевы дошли
Самое главное в дымковской игрушке – это краски; синие, жёлтые, изумрудные, красные, голубые и оранжевые узоры распускаются на белом фоне. На костюмах всадников и городских барынь цветут «яблоки», на печах – орнаменты из роз, индюшки украшены золочёными подковами. У каждого цвета здесь своё значение. Белый символизирует чистоту, чёрный – ложь, зелёный – природу, красный – силу и здоровье, а синий – небо.
История цветной сказки началась с давнего и печального события. По легенде, в 1418 году у стен города Хлыново-Вятки встретились два дружественных войска и, не разглядев в темноте соратников, вступили в кровопролитную битву. Как позже сокрушался летописец: «Своя своих не познаша». В память о случившемся жители села Дымково каждый год справляли тризну. Постепенно мрачная тематика выветрилась, и в назначенный день стали отмечать весенний праздник «Свистунья» или «Свистопляска». Дымковские крестьянки к гулянью лепили свистульки из глины и расписывали их. Спрос на эти поделки был большим, поэтому свистульки увеличились в размерах и превратились в игрушки. В 1856 году лепкой и росписью глиняных фигурок в Дымково занимались 59 семей, они производили в год около 100 тысяч игрушек, которые продавались не только в Вятке, но и в Москве.
Самыми популярными персонажами были представители окружающего мира: индюк с позолоченной бородкой и роскошным, почти павлиньим хвостом, барашек с красно-золотистыми рогами, конь «в яблоках», барыня в кокошнике и платье с золотой поталью (поталь – химическое соединение, имитирующее позолоту – прим. авт.) и, конечно, всадник. В этой фигурке конь и наездник слиты в одно целое, даже глаза у них выписаны одинаково.
Лепят дымковскую игрушку из красной вятской глины и речного песка, сушат в печи, а после отбеливают. Раньше белили молоком, но сегодня для этой цели используют темперные краски. Расписывают героев в строгом порядке: волосы, глаза и брови, рот и щёки, головной убор, орнаменты на одежде. В красители добавляют натуральные компоненты: яичный желток делает цвета насыщеннее и придаёт фигурке блеск. «Мы краски наводим точно так же, как мастера в середине XX столетия. Добавляем одну краску в другую, добавляем яйцо – где-то белочек, где-то желточек», – рассказывает заслуженная художница Тамара Ворожцова.
С буйством красок неразрывно слит знаменитый дымковский орнамент. Для каждой игрушки он свой. Всего существует семь элементов орнамента. Их мастерицы называют ласково: «кружок», «двойной кружок», «точечка», «пятнышко», «полосочка», «зигзаг» и «булочка».
Сегодня, как и в старые времена, дымковская игрушка откликается на происходящее вокруг. Расписные барышни лихо играют в хоккей и летают в космос, глиняные братья Запашные бойко управляются с золотистыми львами, а модный дымковский жираф в «яблоках» дошёл из Кировской области до самой Англии и теперь живёт в личной коллекции королевы Елизаветы. А ещё на предприятии народного художественного промысла «Дымковская игрушка» можно заказать портретную куклу: так недавно 79-летняя мастерица Валентина Племянникова в прямом эфире «Первого канала» расписывала глиняного Максима Галкина.
Как очеловеченные медведи, Полкан и беломорские бабы Россию трудиться учили
Каргопольская игрушка появилась из трудолюбия и бережливости. В XIX веке гончарный промысел процветал в деревнях рядом с городом Каргополем Архангельской губернии. Крестьяне лепили по зиме печные горшки, кубы, крынки да миски. А из остатков глины делали игрушки для детишек, чтоб материал зазря не пропадал.
Фигурки были небольшими (от 8 до 14 см), а нарушенные пропроции – крупные головы, длинные туловища, короткие ноги – ничуть их не портили, а, наоборот, придавали игрушкам большую выразительность. Лепили каргопольцы сценки из обыденной жизни: крестьян в поле, стирающих бельё женщин, плетущих лапти бородатых мужчин, девушек у печи. Иногда, правда, и у беломорских игрушек случался праздник – целые композиции с танцующими парами и резвящейся детворой. В таких весёлых сценках обязательно принимали участие и звери: медведи, бараны, собаки, птицы, лошади. Причём животным обязательно придавались человеческие черты. Медведя каргопольцы особенно любили: ставили его на задние лапы, в передние давали балалайку или гармонь (а иногда ещё птицу, сосуд или цветок), туловище белили извёсткой, голову красили охрой, сажей рисовали глаза, киноварью – рот. На брюхе медведя часто изображали что-то вроде деревца или цветка.
Ещё у каргопольцев был Полкан. Но не тот лающий соседский, а волшебно-воинственный, не уступающий греческому кентавру. Беломорский Полкан – огромный и добрый богатырь, защищающий людей от сил зла. Он наполовину генерал (грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой), а наполовину – конь. На груди Полкана – лучистое солнышко, по древним представлениям он и был олицетворением солнца, этакий Ярило с Белого моря.
Лепили игрушки из цельного куска глины, обжигали в домашних печах, а после окунали в густой раствор из муки. Пригоревшая мука создавала на поверхности причудливые тёмные узоры, которые потом покрывались красками. Из-за этого-то фигурка и получалась рельефной, объёмной.
Любимыми цветами каргопольцев всегда были красный, зелёный, жёлтый и синий. Пигмент для основы часто смешивали с мелом, чтобы игрушка была более светлой. Орнамент использовали немудрёный – цветы, прямые и волнистые линии, круги, треугольники и непременно символы солнца и луны.
У каргопольской игрушки был непростой период, после 1930-го года она практически перестала существовать. Но благодаря усилиям Ульяны Ивановны Бабкиной, которая никогда не переставала верить в своё дело и безо всякой материальной поддержки продолжала лепить Полканов и медведей, русский народный промысел выжил.
Каргопольские персонажи, которых делают на предприятии «Беломорские узоры», в последнее время осовременились: глиняные мужички бойко разговаривают по телефону (правда, пока через провод), а Дед Мазай оперативно спасает зайцев. И с медведем всё тоже хорошо: он по-прежнему играет на балалайке и катается на санях. На предприятии «Беломорские узоры» лепят ещё Тяни-толкая. Да-да, того самого, двухголового коня из сказки про Айболита. Одну половину его красят в чёрный цвет, другую – в белый, белая часть олицетворяет свет, добро и жизнь, чёрная – зло, тьму и смерть. А вот всадник на Тяни-толкае символизирует непостоянную природу человека и его метания.
Как абашевские олени из человека дурноту изгоняют
Немного экзорцизма и абашевских оленей
В чудесных абашевских игрушках, поразивших всеобщее воображение ещё в XIX веке, как говорят спасские мастера, душа сияет. Выглядят они соответствующе, многим видится в этих фигурках что-то фантасмагорическое: непропорционально длинное туловище, непропорционально вытянутая шея, непропорционально короткие ноги и, конечно, невероятные рога, которые превращаются то в ёлочку, то в солнце, а то и вовсе закручиваются кольцами. Самые обычные домашние животные благодаря этим рогам становятся сказочными.
Волшебство абашевским игрушкам придают также пышные чёлки, кудрявые бороды и гривы. Есть у них и собственный орнамент: он состоит из чешуек и наминов (когда глина проминается острой палочкой или пальцами).
Раньше помимо чудесных животных, мастера из села Абашево лепили фигурки людей, причём не простых крестьян, а важных персон. В глине они высмеивали тех, кто пытался стать богаче за счёт других. Поэтому среди абашевских зверей вдруг попадались городовой-кентавр, откуда-то тянущий двух куриц, монарх в виде барана с человеческим лицом и другие сатирические персонажи.
Сегодня эти сказочные и иронические традиции продолжает предприятие «Абашевская керамика». Её руководитель Юрий Щербаков рассказывает, что каждая игрушка отличается собственным характером. Даже самые маленькие абашевские зверята бывают смеющимися или грустными, дерзкими или смирными.
Краски абашевских фигурок тоже необычные, будто светящиеся изнутри. Их секрет мастера не раскрывают. Чаще всего используются оттенки зелёного, синего и красного, символизирующие пашню, воду и огонь (или солнце).
У каждой абашевской игрушки есть своё предназначение: так, барашек приносит в дом достаток, собака отвечает за преданность и материнство, барыня – за чистоту, а олень – за здоровье. Недавно «Абашевская керамика» выпустила эксклюзивного розового оленя, конечно, волшебного. Юрий Щербаков придумал его для девушки из Швеции, которая, увидев удивительные яркие игрушки, поняла, что хочет поселить одну из них в своём доме. Юрий Алексеевич объясняет, что этот олень символизирует единство людей и природы, звучащие в унисон с мирозданием разум и сердце человека.
Абашевские мастера уверены: их игрушки нужны всему миру, потому что они вытягивают из людей всё плохое, помогают понимать себя и видеть в других хорошее.
Как дед Филимон из синики «Люботу» сотворил
Любителям красоты, доброты и котиков стоит обзавестись филимоновской игрушкой. В деревне Филимоново Одоевского района Тульской области лепить фигурки зверей и людей начали очень давно, по данным археологов, этому народному промыслу более 700 лет. Есть легенда, что поселение получило название в честь деда Филимона, каторжника, который сбежал в эту местность и начал делать глиняные игрушки и посуду.
Деда Филимона и других жителей деревни к ремеслу подтолкнула почва: в этих краях много глины, которую называют «синикой». Она пластичная и немного более жирная, чем обычная, но лепить из неё очень удобно.
Делать игрушки здесь начинали со свистулек в виде барынь, всадников, коров, медведей, петухов, котов, лис и всех тех, кто пробегал мимо. Глиняные фигурки людей изящностью не отличались: барыня всегда с коротким и узким телом, конусообразной головой и юбкой-колоколом. С пустыми руками такая барыня никогда не ходила: обычно держала младенца или птичку-свистульку. Филимоновские мужички – крупные, широкоплечие, без талии, ноги и сапоги слиты в одно целое. На голове у них – необычный головной убор, напоминающий шляпу-котелок. Барыни с кавалерами в этом игрушечном мире общались и заводили сердечную дружбу, их взаимные чувства можно разглядеть в композиции «Любота».
Филимоновские глиняные звери от людей никогда не отставали, жизнь у них тоже насыщенная: медведь смотрится в зеркало, лиса прячет курицу, кот баюкает птицу, баран прогуливается с колокольчиком, а конь играет на гармошке. У всех животных – тонкая талия и длинная изгибающаяся шея, которая плавно переходит в маленькую голову. Отличить одного зверька от другого можно как раз по форме головы, рогам и ушам. Баран носит рога-завитки, корова – рога-полумесяцы, конь – ушки-конусы, а олень – рога-деревья.
От других русских игрушек филимоновских персонажей отличают краски и орнамент. Здесь используются только три цвета: малиновый, зелёный и жёлтый. В узоре всегда есть разноцветные полоски и языческие символы: знаки солнца, древо жизни в виде ёлочки, засеянные поля в виде крестообразно разделённых квадратов и ромбов с точками, радуга в виде дуги, дождь в виде зигзагов.
Из деревни Филимоново народная игрушка переехала в город Одоев. В специальном музее можно вдоволь налюбоваться глиняными фигурками, купить игрушку в подарок или вылепить самому, а ещё почитать газету «Вестник деда Филимона».
Кстати теперь филимоновская игрушка, как и её родственники по другим промыслам, преобразилась: закрутились карусельные композиции, глиняные коты научились гнуть спинку и поднимать хвост, появились цветной слон, черепаха и даже Святой Георгий.
Как щепной голубок стал поморской «птицей счастья»
Когда на Поморье появилась «птица счастья», точно неизвестно, но русские писатели XIX века встречали её здесь, и, не зная истинного предназначения, называли просто голубком. «Здесь те же голубки из лучинок – досужество умелых скитников, прикрепленные к потолку ради украшения», – писал популярный автор того времени Сергей Максимов. «А то вот я его сфотографирую, и он повесит портрет в «чистой» комнате над столиком с чистой скатертью. На него будут смотреть из угла преподобные Зосима и Савватий, а с потолка – вырезанный из дерева и окрашенный в синюю краску голубёночек...», – замечал Михаил Пришвин.
Голубков создавали из щепы: брали два цельных бруска, противоположные концы одного из них тонко нарезали вдоль, кончики делали фигурными. На втором бруске с одного конца вырезали голову птицы, с другого – продольные разрезы для хвоста. В середине каждого из двух брусков делали выемки для последующего скрепления. Соединяли их непременно в виде креста. Концы щепок разделяли наподобие веера, чтобы получались крылья и хвост.
Раскрашивали голубей, как и положено им по природе, в сизый или синий цвет. Но некоторые мастера считали, что птице счастья больше идёт благородно бронзовеющий естественный цвет дерева.
Как японский мудрец обрусел и превратился в матрёшку-лепрекона
Вы удивитесь, узнав, что главный российский сувенир – матрёшка – имеет совсем не русские корни и появился в нашей стране намного позже всех тех игрушек, о которых шёл рассказ выше.
Жена предпринимателя и известного мецената Саввы Мамонтова Елизавета Григорьевна привезла с японского острова Хонсю игрушку Дарума. В фигурке добродушного лысого старика, мудреца Фукурамы, хранились вложенные одна в другую несколько статуэток. Разъёмную куклу увидел художник Сергей Малютин и решил сделать её русской.
Отечественная матрёшка появилась в столичной мастерской «Детское воспитание», специально созданной для возрождения русских промыслов, в частности – кукол. Выточку матрёшки Малютин поручил токарю по дереву Василию Звёздочкину, а расписал игрушку художник сам. На первой фигурке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане и платочке, с петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигур — чередующихся девочек и мальчиков, последним шёл спелёнатый младенец.
Имя кукле выбрали неслучайно: Матрёнами называли многих сельских женщин в России. В основе этого имени — латинское слово «mater», означающее в переводе «мать» или «госпожа». На Руси Матрёну представляли матерью большого семейства, с крепким здоровьем и дородной фигурой.
Деревянная матрёна, выточенная в московской мастерской, вскоре изменила имя на более ласковое, став «матрёшкой». Делали её в игрушечной столице нашей родины – Сергиевом Посаде. Сборная кукла быстро приобрела популярность, а в 1890 году, как и положено важной даме, поехала в Париж. Турне было успешным: на Всемирной выставке матрёшка получила золотую медаль за оригинальность формы и своеобразие росписи.
В советское время матрёшка поселилась и на Вятке. «Матрёшки деревянные раскрашенные и выжженные» – так описывали её в «Оптовом прейскуранте кустарного отдела вятского губернского Совета народного хозяйства» за 1924 год. Вятская матрёшка долго искала свой стиль: испробовали на ней и анилиновые краски, и инкрустацию соломкой, и яркую кудринскую роспись с проработкой каждого элемента в пышном узоре.
Сегодня в Кировской области рождаются самые необычные матрёшки. В городе Нолинск на предприятии «Вятский Сувенир» делают матрёшку-лепрекона, матрёшку-семьянина (фигурки изображают мужчин в военных, народных и морских костюмах), матрёшку-лесовика. Но есть, конечно, здесь и традиционные «матрёны», «крошечки-хаврошечки» и «дуняши».
А в самом Кирове на производстве ЗАО «Сувенир» создают матрёшек сказочных. В четырёхместной игрушке умещаются бабка, дедка, курочка и золотое яичко; десятиместная матрёшка рассказывает про приключения Маши и Медведя или про Попа с его неугомонным работником Балдой. Кировские матрёшки ставят рекорды: число фигурок внутри одной игрушки доходит до 30-ти!
Литература:
И. Богуславская. Русская глиняная игрушка.
Большая российская энциклопедия. Том 9. Том 33.
С. Горожанина. Русская матрёшка.
Г. Дайн. Русская народная игрушка.
Г. Дурасов. Каргопольская глиняная игрушка.
А. Краев, Н. Менчикова, А. Малина, Е. Фофанов, М. Кашляев. Чудо глиняное, дымковское. Каталог коллекции дымковской игрушки музея.
И. Лыкова. Филимоновская игрушка. Альбом для детского художественного творчества.
С. Максимов. Год на Севере.
Н.Н. Менчикова. Вятские народные промыслы и ремёсла: история и современность.
М. Пришвин. В краю непуганых птиц. За волшебным колобком.
А. Чекалов. Народная деревянная скульптура русского Севера.