Хохломские, жостовские, городецкие — сколько из этих изделий вам известно? Если все — на полке уже припасён пирожок, ну а если ни одного, самое время расширять знания о русских промыслах. Для этого отправляемся в музей при фабрике Богородской игрушки!
Немного истории
Богородский промысел радует людей, «оживляя» дерево и превращая его в реалистичные фигуры, уже более 400 лет! На рубеже 19-го века появился первый силуэт всемирно известной игрушки. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились над игрушками в «белье» (не раскрашенные), изображающих зверей, птиц и людей по сюжетам сказок и русских народных басен.
Сергиев Посад считается историческим и духовным городом России. Одна из главных окрестностей — это село Богородское, которое в конце 16-го века присоединилось к Троице-Сергиеву монастырю. Именно здесь стали рождаться на свет первые деревянные шедевры — фигурки различных зверей и птиц. В 1913 году в Богородском появилась артель, создающая деревянные изделия. Основателями артели были А.Я. Чушкин и Ф.С. Балаев. Во главе артели стоял своеобразный «художественный совет», который состоял из старейших и опытных мастеров.
Большое влияние на работу артели оказало творчество коренного богородчанина П.Н. Устратова, который был знаменитым резчиком. Вся семья мастера занималась резными работами, а сам Устратов любил вырезать игрушки с детства. Однажды у него получилась потрясающая фигурка императора Николая I. Когда придворные её увидели, были поражены красотой. Так Устратов был награждён именными золотыми часами от императорского двора, а также поступил в художественную академию в Санкт-Петербурге.
Переименование артели в фабрику художественной резьбы произошло в 1960 году, когда объединившись, мастера собрали более 2000 образцов богородской игрушки. Открытие фабрики художественной резьбы помогло вывести производство богородской игрушки на качественно новый уровень — производство изделий стало массовым.
Из маленькой комнаты в музей
Постсоветский период стал кризисным для богородского промысла, т.к. спрос упал, и производство богородской игрушки оказалось нерентабельным. В 80-х годах здесь появилось небольшое помещение с экспонатами, а на фабрике трудились около 250 человек. Самый расцвет пришёлся на конец 20-го века, когда резьба вышла на новую ступень. Игрушки стали делать на разные тематики и уже в других городах.
Лишь в начале 21-го века музей при Богородской фабрике стал расширяться и пользоваться популярностью. Сейчас в музее представлены самые яркие образцы богородской игрушки. Здесь начинается сказка и знакомство с русским историческим промыслом, воспоминаниями прошлых лет, незабываемым запахом древесины.
Топ лучших: как изделия попадают в музей
Игрушки проходят настоящий отбор, прежде чем попасть на экспозицию или прилавок. Все начинается с дерева. Богородские игрушки и скульптуры создают из мягких пород: липы, ольхи, осины. Но чаще всего из липы — она самая мягкая и податливая. Найти нужно такую, чтобы было мало сучков. После снятия коры дерево просушивают в течение двух-трех лет на воздухе под навесом. Просушенное бревно распиливают на «чураки», то есть короткие стволы. И только после этого мастер приступает к задуманной работе.
Богородские изделия выполняют как вручную, так и на токарных станках. Ручная работа гораздо сложнее. Заготовку сначала вырубают топором, производят так называемую зарубку, делают пропилы ножовкой по дереву. Эти операции придают изделию общий контур. Затем приступают к обработке стамесками.
В конце работы игрушка отправлялась на роспись. Если композиция была собрана из множества фигур, ее элементы крепили между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков. Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.
Богородские игрушки много раз становились золотыми призёрами на международных выставках народного искусства в Нью-Йорке, Париже и Брюсселе. Некоторые работы, например «Праздник русской зимы» Н.М. Шипеева, хотели выкупить японцы на выставке, но у них ничего не вышло, работа осталась при музее. Также Богородская игрушка выставляется в крупнейших залах (таких как Центральный манеж или ЦДХ) и музеях (например, в Государственном Русском музее). Но самые интересные экспонаты, конечно же, собраны в музее при Богородской фабрике!
Что смотрим
Невооружённым глазом видно, что мастера вкладывают душу в игрушку, поэтому произведения получаются «живыми». Для любителей историй, интересных фактов и больших компаний — в музее можно взять экскурсию. Приятный бонус: после экскурсии предложат поучаствовать в мастер-классе по изготовлению и росписи игрушки.
Можно посетить простые мастер-классы по сборке токарной и резной игрушки, они длятся примерно 20 минут. Для тех, кто хочет серьёзно погрузиться в процесс, есть программа «Роспись токарной игрушки», на ней мастер резьбы покажет техники росписи, а все участники попробуют себя в роли настоящих художников. Для школьников существуют даже выездные мастер-классы.
У каждой игрушки своя история: добрая и забавная или, например, поучительная. Иногда на изготовление игрушки уходит много времени. Представьте, одна художница фабрики расписывала матрёшки на протяжении 5 лет таким образом, чтобы ни одна работа не повторилась!
Богородские мастера делали самые необычные по тем временам изделия из дерева. Игрушки с движущимися конструкциями были в каждой семье. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а ещё одна часть игрушек представляла собой фигурки, закреплённые на плашке с противовесом на нитях.
Так и получался «Щелкунчик», который разгрызает лесные орешки от прикосновения к рычагу за его спиной. Или знаменитые «Куры на кругу» клюют зёрнышки благодаря шарику-балансу. Качать и кружить, тянуть и толкать — эти универсальные элементы подвижных механических игрушек служат развитию сноровки у детей, развивают мелкую моторику. Для малышей такие забавы — лучшие.
Особое место занимают скульптуры богородского музея. Мастер с точностью передаёт образ фигуры, которая выполняется как и игрушки из дерева. Работа Смирнова М.И. «Ангел скорбящий» была выполнена в 90-е годы, тогда земляки села Богородское решили усовершенствовать памятник погибшим воинам.
Чудеса не заканчиваются и за пределами музея, среди доступных услуг для гостей есть ресторанный комплекс и гостиница в минуте ходьбы. На территории также расположен парк с любимыми персонажами русских народных сказок: Баба-Яга с избушкой на курьих ножках, медвежата, Алёнушка с козлёночком, жар-птица и другие герои.
От старого к новому: экспонаты музея
В первом зале располагается коллекция старинных мастеров ремесла. «Стадо на разводе» — оригинал работы того самого резчика Устратова (середина 19-го века).
Игрушка «Кузнецы» — главный символ богородского промысла, так как медведь олицетворяет покровительство семьи и плодородия, гаранта клятвы и хозяина зверей в лесу. Когда французскому скульптору Огюсту Родену подарили богородскую игрушку «Кузнецы» на движущейся планке, он произнёс: «Эту игрушку создал великий народ».
В произведениях на темы крестьянской жизни Чушкин проявил себя и как народный художник, способный создавать новые сюжеты в богородской скульптуре, и как последовательный сторонник лучших традиций её жанрового направления, столь успешно развивающегося ещё в 19-м веке. Он сумел создать композиции, не только отвечавшие трактовкой образов прежним изделиям промысла, но и отмеченные подчёркнутой индивидуальностью в манере исполнения. Неслучайно его работы были признаны образцовыми для богородской резьбы старшими мастерами промысла и зрителями, увидевшими их на выставках кустарных изделий.
Ещё одна ныне забытая игрушка, а до революции самый ходовой товар на базаре в Сергиевом Посаде — «Китайская мелочь». Это резные раскрашенные деревянные миниатюры (высотой от 3 до 12 см) жанровых и ярмарочных фигурок и бытовых персонажей, напоминающих восточную и западную фарфоровую миниатюры.
Если вы в поиске совсем новых работ богородского промысла, смело направляйтесь к экспозициям талантливого современного художника Сергея Паутова. На выставке представлено около 80 работ автора, выполненных за период с конца 1980-х годов до наших дней.
Сергей Паутов работает как в области игрушки, так и декоративной скульптуры. Его произведения часто имеют фольклорную или лубочную подоснову, одним из первых среди богородских художников он обратился к религиозной теме. Виртуозное владение различными приёмами резьбы, неукротимый полёт фантазии, умение раскрыть характер образа, используя пластические свойства дерева, являются основополагающими в его творчестве.
Есть в Сергиевом Посаде и мастер, который возродил традицию маховой резьбы. Александр Николаевич Варганов продолжает изготавливать резные игрушки, как в старину, и «китайскую мелочь» в том числе.
Богородский музей игрушки вызывает лучшие чувства — доброту, тепло и искренность. Побывать в таком месте — приятный подарок для ребёнка и увлекательная поездка для взрослого.
Мне только спросить
Адрес музея: Московская область, Сергиево-Посадский район, рп. Богородское, 79б. Билеты продаются в кассе сувенирной лавки.
Цена билета для взрослого — 200 рублей. Для инвалидов, пенсионеров, многодетных семей и жителей Богородское — 160 рублей. Дети до 3 лет — бесплатно, до 14 лет (льготные билеты) — 120 рублей, обычный билет для ребёнка до 14 лет — 150 рублей.
Музей работает ежедневно, без выходных, с 10:00 до 16:00.
На фото обложки: «Выезд императора Николая I». Авторы Колесников, Гладких.