25.01.2023

Сотканная история елецкого кружева

Сотканная история елецкого кружева

Чем только не занимались рукодельницы нашей страны последние столетия: ткали, вышивали, пряли, плели на коклюшках! О последнем и поговорим в статье, ведь с помощью коклюшек создаётся кружево. Тонкие, изящные кружевные изделия не выходят из моды уже несколько веков. Ещё на Руси кружевной промысел процветал в нескольких регионах и везде обладал отличительными особенностями. Одним из самых узнаваемых видов является елецкое кружево, которое уже стало винтажом среди ажура. А создали эти кружева в городе Елец Липецкой области.

Зарождение кружева в Ельце

Прошва

Елецкие кружева известны в России с конца XVIII столетия. Первые рисунки этого вида коклюшечного кружева были привезены из Европы. Местные художники быстро освоили искусство и привнесли в него свой самобытный стиль.

В 1813 г. в Ельце появилось кружевоплетение. В этом году в имении князя Куракина появилась первая мастерская, в которой трудились 80 работниц.

Кружевных изделий XVIII в. и первой половины XIX в. практически не осталось. Древнейшим найденным изделием считается назеркальное полотенце с пришитой прошвой (узкая полоска кружева, вшитая в изделие), датированное 1801 г. Само кружево белое, льняное с золотыми шёлковыми нитями. На нём изображены олени, птицы и цветочный куст. Поражает тонкость ажура и очень нежный миниатюрный узор с множеством деталей.

Интересно, что плетением на восьми коклюшках из шерстяной пряжи занимались в Ельце и до кружев, только это был шнур или «гарус» , который использовался для отделки солдатских мундиров. Спрос на него стал падать в связи с реформой солдатского обмундирования, и его место заняло тонкое изящное кружево.

Коклюшки

Мастерицы создали особый стиль и технику плетения, отличающие елецкое кружево от вологодского и рязанского. Орнамент содержит элементы, характерные только для этой местности: «гречишка», «паучки», «жемчужка», «вороний глаз» и др. Встречаются такие элементы узоров, как «сливочки» и «пустушка». В орнаменте распространены цветочные формы, мотив цветка является сквозным, встречается почти в каждом изделии. Сочетание большей и меньшей плотности плетения создает впечатление объемности узора.
Для плетения кружева мастерицы использовали белый, суровый и желтоватый лен, белый, черный или кремовый шелк и хлопчатобумажную нить «паутинку». Для окрашивания нитей и тканей использовалась экологичная собственного производства краска, имеющая растительный состав.

Белое кружево изготавливалось двух видов: кусковое (мерное, аршинное) и штучное. Аршинное кружево называлось ещё ленточным, оно отличалось разнообразием орнамента, использовалось для отделки. Штучное кружево — это отдельные изделия: косынки, накидки, зонтики, платья. Кружево используется как элементы одежды и украшение нижнего белья, а также участвует в оформлении интерьера: декоративные панно, скатерти, покрывала и тюли. Кружевницы делали много разнообразных вставок в скатерти, покрывала. Для модниц, любивших кружева, мастерицы выплетали накидки, митенки, шарфы и косынки.

После реформы 1861-го года плетение кружева становится спасительным кругом для крестьян, которые должны были вносить выкупные платежи. Уже в 70-е годы XIX века кружевоплетение в Ельце становится полностью самостоятельным развитым промыслом. А в 1873 году промысел получил мировое признание на выставке в Вене. Изделия елецких мастериц вызвали всеобщее восхищение и получили высокую оценку экспертов. Дипломом за качество и разнообразие были награждены елецкие кружева на Московской художественной промышленной выставке в 1882 г. в Москве.

Отличительной чертой елецкого кружева в сравнении с изделиями других регионов является тонкий изящный узор, изображающий природные мотивы и растительные орнаменты. Они сочетают одновременно цветочный и геометрический узор, и всё это на тонком ажурном фоне.

Французский шик и женские школы

В этом промысле женщины были двигателем прогресса. Расцвет елецкого кружевоплетения произошёл во многом благодаря Софье Александровне Давыдовой — общественной деятельнице в области женского образования и одной из главных исследовательниц кружевоплетения. В 80-х годах XIX в. она провела большое исследование кружевного промысла Елецкого уезда Липецкой области. Итогом изучения Давыдовой кружевного промысла в России стала книга «Русские кружева и русские кружевницы» 1892 года.

Эта книга важна для культуры и истории промысла! Благодаря Софье Александровне мы узнали, что в 1886 г. в плетении кружева было задействовано более 30 тысяч крестьянских дворов в 17-ти регионах России. А Елец становится важнейшим центром производства и торговли кружевом.

Ещё среди женщин, помогающих развитию промысла, были М. И. Колпенская и Н. А. Огарева-Стахович. Они создали первые школы кружевоплетения! В школах кружевниц подняли на новый уровень технику производства. Туда принимались девушки из бедных семей. В школе ученицы жили постоянно, обучались кружевному делу и грамоте. Школы поставляли изделия на склады в Петербург, оттуда елецкие кружева отправлялись в Париж и другие города и страны Европы.

Семья Стаховичей внесла значительный вклад в развитие елецкого кружевоплетения. Их имение находилось в с. Пальна, здесь же в 1892 г. была открыта знаменитая Паленская школа.

Мария Ивановна Колпенская открыла школу кружевниц в 1893 г. в своем имении с. Свишни Елецкого уезда. Учеба занимала 4 года, девушки находились на полном обеспечении школы, по окончании обучения имели хорошую профессиональную и общеобразовательную подготовку. Школа М. И. Колпенской просуществовала 15 лет и подготовила около 500 мастериц.

Свишенские и паленские ученицы стали лучшими мастерами по производству кружева елецкий валансьен. Основное отличие двух школ заключалось в том, что в Паленской школе преобладала парная и многопарная техника плетения, а в Свишенской школе мастерицы специализировались на производстве штучных кружевных изделий в сцепной технике.

В других населённых пунктах уезда существовало еще несколько менее крупных школ.

В 1890-х годах Елец вышел на первое место в России по производству кружева. Кружевные изделия местного производства пользовались спросом не только для домашнего быта, но и церковного богослужения.

Одним из символов расцвета кружевного промысла считается елецкий валансьен — вид кружевных изделий, узоры которого расположены на прозрачном фоне. Свое название он получил по французскому образцу, но во всём остальном отличался.

Французы плели узор и фон нитями одинаковой толщины. Особенностью елецких изделий всегда была рельефность, которая создавалась за счет того, что по контуру рисунка выкладывали более толстую нить. Второе отличие состоит в том, что французские мастерицы плели кружево одинаковым количеством коклюшек, а в Ельце кружевницы меняли их количество в зависимости от сложности рисунка.

Елецкий валансьен

Елецкий валансьен производился из тонких, разноцветных шёлковых, бумажных и льняных тонких нитей, «паутинки». Лёгкое изящное кружево отличалось тонкостью работы, многообразием узоров, красотой орнамента и прочностью.

Со спросом на этот вид кружева не справлялись. Заказы в больших количествах поступали из Москвы, Петербурга и Парижа. Купцы приезжали в Елец из всех губерний Российской империи и Прибалтики.

С каждым годом количество мастерских росло. Время диктовало новые условия для развития и популяризации промысла. Большую известность среди ельчанок получили мастерицы Знаменского монастыря, около двухсот монахинь были задействованы в плетении кружева. В своей работе они использовали не только льняные, но и шёлковые, и хлопчатобумажные нити. Монастырь тоже стал школой, обучающей мастериц промыслу. Монахини плели кружева для украшения церкви, одежды священнослужителей, принимали заказы на изделия для императорского двора из серебряных и золотых нитей.

Прочность кружев, проверенная временем

В годы Первой мировой войны кружевное дело, как и многие другие промыслы, терпит упадок из-за значительного снижения спроса и отсутствия или ухудшения качества сырья. Многие мастерицы были вынуждены оставить промысел.

Изделие ХХ в.

В 20-е годы 20-го века создание кооперативных артелей способствует возрождению промысла. Елецкие кружевницы объединились в товарищество, которое в 1924 г. было преобразовано в «Елецкий союз кружевниц». Кружевное дело снова набирает оборот, изделия русских мастериц успешно демонстрируются и получают золотые медали на международных выставках в Нью-Йорке и Париже в 1936-37 гг.

Следующий удар по промыслу наносит Великая Отечественная война. Артели были переквалифицированы на пошив теплых вещей для армии: бельё, носки, рукавицы. За годы войны были безвозвратно утрачены старинные образцы кружева, школы, хранившие интересные узоры сгорели. Постановление о восстановлении елецкого кружева в 1943 г. послужило шагом для открытия школы подготовки мастеров кружевного дела. Позже эта школа стала профтехучилищем.

«Елецкий союз кружевниц» провёл большую работу в послевоенные годы по восстановлению промысла. А неоценимую помощь в этой работе им оказал Московский научно-исследовательский институт художественной промышленности. Вновь были открыты школы кружевниц, обновлён и расширен ассортимент, улучшено качество продукции.

Большую роль в послевоенном возрождении промысла сыграла Дарья Николаевна Матюхина — одна из старейших кружевниц елецкого промысла. Многие образцы старинных узоров, утерянные за годы войны, она восстанавливала по памяти. Кружевное ремесло в семье Дарьи Николаевны было потомственным, сама она занялась плетением еще в детстве. Матюхина стала автором собственных композиций, а также являлась рекордсменкой по количеству используемых в работе коклюшек — около 500 пар. Созданные ею изделия неоднократно получали высокую оценку и награды на международных выставках. Работы кружевницы хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Липецка, Ельца и др.

Активное участие в послевоенном восстановлении промысла принимали сестры Петровы, Александра Георгиевна и Полина Георгиевна. В их большой крестьянской семье все женщины занимались плетением кружева. Сестры окончили Московское художественно-промышленное училище и после войны вернулись в Елец. Их мастерство позволило расширить ассортимент, осовременить промысел, разнообразить орнамент, но при этом сохранить традиционность. Петровы занимают достойное место в истории и развитии промысла, их деятельность была удостоена золотых, серебряных медалей и дипломов различных выставок. Кроме собственных изделий заслуга сестёр состоит в подготовке квалифицированных кадров.

Винтаж сегодня

ВЫставка

Мода на кружева была всегда. Елецкое кружево ценится и в наше время. Основанный в 1960 г. «Елецкий комбинат художественных изделий» был позже переименован в производственно-художественное объединение «Елецкие кружева».

Пережив тяжёлые 90-е, когда сокращалось количество кружевниц, падал объём производства, объединение искало пути выхода из кризиса, и, пройдя переломные моменты, «Елецкие кружева» успешно функционирует и сегодня. Сотни кружевниц продолжают трудиться в цехах и на дому. Широкий ассортимент представлен двумя сотнями изделий. Образцы работ из Ельца показаны в коллекциях ведущих выставок народного искусства и в частных коллекциях.

Объединение имеет множество дипломов и благодарственных писем, что свидетельствует о сохранении и развитии промысловых традиций. Предприятие сотрудничает с регионами России и иностранными партнёрами. Сотни кружевниц трудятся как дома, так и в цеху, где выпускаются в том числе строчевышитые изделия.

Благодаря настоящим мастерам народного промысла слава елецкого кружева не увядает. Елецкие кружева сегодня — это сочетание новых декоративных приёмов, технологических решений и исконных традиций искусства кружевоплетения. Продолжающие жизнь народные промыслы — лучший образец культурного богатства народа.

А самое главное, кружева за всё время ни разу не возвращались в моду, потому что и не выходили из неё.

Больше по теме

НОВОСТЬ
Мастера в Дагестане могут шить круглосуточно
НОВОСТЬ
До конца 2019 года во Владикавказе откроется центр народных художественных промыслов
ИСТОРИЯ
На колёсиках и прямиком из детства: история федосеевской игрушки
ИСТОРИЯ
«Древняя безделушка»: история филимоновской игрушки