27.01.2023

На колёсиках и прямиком из детства: история федосеевской игрушки

На колёсиках и прямиком из детства: история федосеевской игрушки

Чем можно одновременно и развлекать, и обучать ребёнка? Конечно же, игрушкой. Русская народная игрушка — это не только про быт и ремесло, но и про культуру. Игрушка использовалась как забава и элемент воспитания детей. Из множества народных промыслов, — глиняные, деревянные, текстильные, из папье-маше — почётное место занимают топорные федосеевские игрушки. Вы их точно видели хоть раз в жизни у бабушки или в детском саду. А если не знаете о такой, ниже всё расскажем и покажем.

История Федосеевского промысла: из дерева в игрушку

Топорная игрушка, щепьё, топорщина, баляса — это всё о самобытном ярком промысле, зародившемся в деревне Федосеево Нижегородской губернии в конце 19-го века.

Интересно, что отмена крепостного права помогла развитию промысла. Дело в том, что до отмены небольшим кустарным промыслам не хватало места на рынке. Для ремесленников наступили не лучшие времена для творчества. Федосеевцам, как и многим другим мастерам, стало невыгодно делать ложки и другой щепной товар. Тогда мастер Яков Александрович Александров и изобрёл игрушку, которая стала промыслом для всей деревни. Традиционные приёмы, навыки и хитрости обработки дерева, мастерское владение инструментом, особый способ украшения ложек — всё это сочеталось в новом стиле федосеевских баляс! Яркая, интересная, забавная игрушка легко завоевала сердца людей и к концу 19-го века федосеевский промысел набрал популярность.

Две курочки

По своему внешнему виду и способу изготовления федосеевская игрушка получила несколько прозвищ. Забава, шутка, баляса — «балясинкой» прозвали в народе новый вид подвижной веселой игрушки. Другое прозвище — «топорщина». Так игрушку называли из-за того, что изготавливали её с помощью ножа и топора. Маленькие дощечки, щепки и чурочки приколачивали гвоздиками и наносили незатейливый цветочный орнамент.

Отличительной чертой игрушки стала её подвижность: крутятся колёсики, поднимаются руки и ноги, крутится штурвал парохода.

Забава из дерева: процесс изготовления

Оказывается, подобным способом изготовления занимались не только в деревне Федосеево. Но никому так изящно и быстро не удавалось смастерить птичку или коня, как местным мастерам. Поэтому и прославилась именно федосеевская игрушка.

Острый топор и ложкарный нож — основные рабочие инструменты при изготовлении игрушки. А древесину традиционно используют одну — осину, потому что она достаточно мягкая и податливая. Обрабатывать её необходимо только свежую, так как после высыхания она становится прочнее дуба.

Во всем был определенный порядок, начиная с заготовок древесины. Трудились чаще зимой в домашних мастерских — зимницах. Представьте, в деревне сохранилась работная игрушечника Егора Ивановича Пачуева!

Лошадка с тележкой

Любая федосеевская игрушка состоит из дощечек, для каждого вида разного количества, которые сколачиваются между собой маленькими гвоздиками. Что отличает федосеевскую игрушку? Отсутствие клея! Он не используется, потому что усложняет подвижность. И даже гвоздики — самодельные, нарублены из проволоки, подобранной по толщине в зависимости от размера игрушки.

При создании заготовок свежеспиленные осиновые кряжики раскалываются на дощечки или бруски. Длина и толщина заготовок зависит от изделия, для которых они подготавливаются. Исключением является лошадка, которая вырезается из цельного кусочка древесины. К бруску определённого размера прикрепляются ножки, а потом всё остальное, необходимое по задумке: дуга, всадник, тележка. Хвосты лошадям традиционно делали мочальными. Можно сказать, что федосеевская игрушка похожа на деревянное «Лего». Лошадка с тарантасом состоит из 20 дощечек, а в тройке их уже 30. Мастера делали разные варианты, придумывали простейшие двигательные механизмы.

Посмотрите, как детально точно выглядели игрушки. Например, к корытцу прилагался прачечный набор, столик изготавливался с четырьмя стульями, в тачке припасена лопата.

Изначально орнамент наносился гусиным пером, которым быстро рисовали и закрашивали анилиновой краской цветочки. Со временем изделие стали сначала окунать в жёлтую краску, создавая тем самым равномерный солнечный фон, а потом уже наносили цветочный орнамент. Анилиновые краски, которыми пользовались игрушечники, быстро выгорали на солнце, были недолговечны. Мастера экспериментировали и придумывали способы это исправить. На помощь пришёл самый обычный столярный клей! После того, как его подмешали в красители, краски стали более долговечны.

Орнаментальный набор состоял из красных и розовых цветов с зелёными листочками, дополненными завитками и усиками чёрного, синего или фиолетового цветов. Наивная форма и роспись напрямую отражала народное миропонимание, стремление к сказочному, праздничному и светлому. Аналогов у федосеевской игрушки нет ни в нижегородском, ни в других регионах России.

Эти игрушки идеально подходят для сюжетно-ролевых игр. Дети самостоятельно или с помощью взрослых придумывают и разыгрывают сценки из жизни или из любимых сказок. Подвижные яркие игрушки также помогают развитию мелкой моторики и сенсорики. Восприятие формы и цвета происходит в игровом формате. Все эти игры способствуют творческому развитию малыша, закладывают «кирпичики» для получения новых, более сложных знаний.

Кони-колёсики, карусели и не только

Как много замечательных игрушек носят имя федосеевской! В ассортименте — игрушечная мебель, транспорт, животные и люди. Игрушки представляли собой в уменьшенном виде разнообразные предметы крестьянского быта: топоры, молотки, стиральные наборы, санки и мельницы.

Ну и, конечно, образ коня! Фигурки, изображающие коней, были найдены в археологических раскопках могильников I тысячелетия н.э. Образ коня, как хранителя домашнего очага и символов силы и Солнца, был очень любим в народе. Федосеевский промысел не стал исключением. Игрушка может быть в виде и одинокой лошадки, и с тележкой, на карусельке, со всадником и без.

Пароход трехпалубный

Нижегородская губерния стоит на реке Волге, и пароходы — одна из любимых местных игрушек. До чего же федосеевские мастера детально делали пароходы, с многоэтажной конструкцией, даже с капитаном и штурвалом на главной палубе. Транспорт был представлен также различными тележками, тарантасами, паровозами, лодками и автомобилями, в том числе для перевозки грузов. В советское время ассортимент пополнился трамваями и самолётами. И, конечно, весь игрушечный транспорт — с вращающимися колесами.

Мастера изготавливали всевозможную кукольную мебель: маленькие диваны, столы, стулья, шкафчики. Ассортимент игрушки был невероятно разнообразен: швейные машинки, трещётки, санки.

В начале 20-го века под влиянием загорских игрушек появились озвученные игрушки — весёлые народные качели и карусели, разнообразные каталки с движущимися при движении фигурками птичек и лошадок. Особое место занимают механические игрушки: клюющие курочки с балластом, двигающиеся кузнецы и петушки. Ещё одна из любимых народных тем, получивших широкое воплощение в народных промыслах — карусель — яркое отражение ярмарки, красочности, детства и веселья.

Каруселька

Причина самобытности и особенной привлекательности федосеевской игрушки в том, что мастера никогда не работали по установленным шаблонам и стандартам. Каждое изделие создавалось заново, а значит было уникально. Но на страже художества и фантазии всегда стояли неизменные традиции: культурные, ремесленные, бытовые. Отсюда сочетание простоты, детальности и красочности. В сравнении с другими видами промысловой игрушки, федосеевские изделия менее условны и более реалистичны. Поэтому придутся по вкусу и взрослым.

Мода на деревянные игрушки

Самый расцвет промысла пришёлся на начало 20-го века и набирал обороты до Первой мировой войны, во время которой производство игрушек было приостановлено. Новый виток развития начался в 1923 году благодаря объединению федосеевских мастеров с ремесленниками из деревни Кондратьево. Совместное товарищество с новыми силами вернулось к популяризации промысла.

К 1930-м годам федосеевская игрушка стала настолько популярной, что её стали выпускать в промышленных масштабах в городе Семёнов, прославившемся по всей России своими промыслами. Заказы стали поступать не только из Москвы и Ленинграда, но и из других регионов СССР. В конце 40-х годов игрушечники федосеевской артели были присоединены к мастерам тех самых семеновских матрёшек, а именно к «Семёновскому кооперативу им. М. И. Калинина». После объединения артели производили 84 различных наименований игрушки! Мастера создавали больше, при этом не теряя качества.

Объёмы производства значительно выросли, но при этом основы не были утрачены. Федосеевские игрушки стали более долговечными, краски на производстве использовались более прочные, каждое изделие стали покрывать лаком. Узнаваемая и любимая многими цветовая гамма — жёлтое покрытие, зелёные листочки и красные цветы — осталась прежней. Федосеевские игрушечники интуитивно продолжали следовать сложившемуся традиционному стилю.

Игрушка советского периода (самолёт)

В промысловых магазинах и на ярмарках федосеевскую игрушку можно было купить вплоть до конца 1950-х годов, позже промысел начал угасать.

В начале 60-х годов на федосеевскую игрушку наложила запрет санитарная служба, так как для окраски игрушек применялся фуксин. Производство было остановлено. После этого в продаже федосеевские изделия было всё сложнее найти, они встречались на выставках декоративно-прикладного искусства. Отдельные мастера продолжали работать, федосеевская игрушка вызывала неизменный интерес. Всё, что появлялось в продаже, быстро раскупалось!

Мала игрушка, да дорога

Крестьянская игрушка требовала живого участия от ребёнка, побуждала к активной игре. Чтобы погремушка зазвучала — её нужно потрясти, а каталку придётся толкать, чтобы та начала двигаться. С раннего возраста ребёнок вкладывал частичку своего труда и творчества.

К игрушечному промыслу нередко привлекались все члены семьи, даже дети с возраста 7-8 лет. В совместном домашнем труде складывался особый федосеевский стиль. Формировались семейные мастерские, в которых создавались излюбленные персонажи, разрастался ассортимент игрушек, дорабатывались приёмы обработки изделия. Потанины, Мордашовы, Пачуевы, Галанины — династии мастеров-балясников — отдали много сил, любви и фантазии производству детской ремесленной игрушки.

Упрощенные незатейливые формы, простенький растительный орнамент, иногда дополненный изображением животных, диковинных птиц и даже человечков, добавляли федосеевской игрушке сказочный колорит.

Где спрятаны игрушки в наши дни

Фото Н. С. Муравьева

Семёновский район Нижегородчины продолжает оставаться крупным центром игрушечного промысла. В Федосееве деревянные расписные балясы делают по сей день. Попадая в деревню, сразу бросается в глаза интерес жителей к народному искусству. Окна украшены красивыми наличниками, резные узоры мезонина, расписные печки — во всём находишь любовь к родной культуре.

В наши дни игрушки, созданные по традициям федосеевских мастеров, можно увидеть на выставочных витринах и в специализированных ремесленных магазинах. Мастер Николай Сергеевич Муравьев, уроженец города Семёнова, занимается возрождением федосеевской игрушки. Вообще эта идея появилась у одного из известнейших игрушечников Евгения Арсеньевича Мордашева. Мастера объединились, начали свою работу с изготовления копий музейных образцов, так переняли принципы и технологию и восстановили привычный образ игрушки. Теперь Муравьёв уже сам придумывает свои игрушки, соблюдая её исконные традиции. При клубе-мастерской в д. Малое Зиновьево Николай Сергеевич обучает этому ремеслу ребят. Дети с большим удовольствием посещают занятия и самостоятельно изготавливают игрушки.

Больше по теме

ИСТОРИЯ
Сотканная история елецкого кружева
ИСТОРИЯ
«Древняя безделушка»: история филимоновской игрушки
ИСТОРИЯ
Абрамцево-кудринская резьба. Рождение легенды
ИСТОРИЯ
Чем покоряет деревянная красавица: об истории русской матрёшки