За несколько сотен лет существования филимоновская игрушка из предмета культа превратилась в уютную домашнюю безделушку. Простая, но одновременно искусно выполненная, совсем не похожая на другие — о такой игрушке раньше мечтали не только дети, но и взрослые. Она даже попала в приданое невестам!
А история этой «древней безделушки» началась ооох как давно. Сейчас всё расскажем.
Сколько лет филимоновской игрушке?
Филимоновская игрушка появилась в небольшой деревеньке Филимоново Одоевского района Тульской области. Когда стали заниматься гончарством в Филимонове — неизвестно. Согласно местным преданиям, залежи мягкой глины в этих местах первым обнаружил гончар Филимон, от которого и пошло название деревни. Прибыл он сюда еще при Иване Грозном и стал родоначальником гончарного ремесла. А распространению способствовали большие запасы жирных глин и тощие почвы для земледелия.
Есть мнение, что филимоновской игрушке более 700 лет! На территории бассейна Оки, где возник филимоновский промысел, в древности обитали племена вятичей. При раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве, были обнаружены черепки гончарных изделий, представьте, 9 — 11 веков с рисунками и знаками, которые используют в росписи и сегодня! Очень похожие фигурки из глины (10 — 11 век) были найдены археологами при раскопках в Киеве. А ещё силуэты филимоновских игрушек напоминают рисунки старинных народных вышивок из северных областей России.
На раннее происхождение миниатюры указывают также её сюжеты (женщины с птицами и детьми в руках, кони, олени, коровы, петухи) и элементы росписи (разнонаправленные полоски, звёзды, ромбы), восходящие к язычеству. Можно предположить, что в облике глиняных фигурок из Филимонова закрепились черты племенной магии! Ведь известно, что в далёкие времена практически повсеместно глиняные фигурки носили культовый характер, а затем они утратили своё религиозное назначение, став любимой детской забавой или украшением жилища.
Некоторые специалисты сравнивают формы и роспись филимоновских изделий с доисторическими рисунками пещер Сахары, видят в них сходство с индийской народной пластикой и с древнегреческой терракотовой скульптурой. Вот так филимоновские игрушки в их формах и орнаменте содержат тысячелетнюю традицию.
Дела семейные: как создавали игрушку
Когда же сформировался промысел? Первая дата из возможных — 1860-е гг. В это время бытовала форма головных уборов «барынек» и «солдат», тогда же появляются дешёвые анилиновые краски, которыми расписывали игрушку. А может, гончарный промысел процветал в деревне вообще несколько веков! Однако широкую известность деревня Филимоново получила лишь во второй половине 19 века, когда стала известна своими гончарами и «свистулечницами» далеко за пределами Одоевского района. Только посмотрите на единственную заметку о занятиях гончарством местных в «Тульских губернских ведомостях» 1871 года:
«Жители подгородных селений казенного ведомства: Красенок, Татева, Филимонова, Нестерова, Апухтина, кроме хлебопашества, занимаются плотничеством, гончарством... Гончарные и щепные изделия сбываются в городе Одоеве».
В сегодняшнем Филимонове хранят память об известных на всю округу гончарах Склёминых, Ершовых, Князевых, Масленниковых, Карповых, Дербенёвых, которые из местной глины били и обжигали кирпич и делали знаменитую глиняную расписную игрушку-свистульку, популярную на всех российских ярмарках.
В 19 веке 75 из 100 домов в Филимонове кормились гончарством! Мужчины здесь занимались «настоящим» делом — тянули на гончарных кругах горшки, кринки, печные трубы, изготавливали черепицу. А лепка игрушек была на женщинах. Свистульки изготавливали из остатков материала, которые не годились для крупных изделий. Сначала все фигурки отдавали детям, затем стали продавать на ярмарках. Дети приобщались к семейному делу с малых лет. Уже в восемь лет девочки умели создавать незатейливые фигурки из глины, а к двадцати годам имели неплохое приданое, собранное на продаже разноцветных «свистулек». Девичье ремесло приносило семьям немалый доход, но и трудиться для этого приходилось много. Каждая мастерица за сезон изготавливала 2-3 тысячи игрушек и продавала их по цене от 3 до 7 копеек за штуку.
Темные времена Филимоново и три спасительницы
Образцы старинных филимоновских игрушек говорят о том, что период с середины 19 века до конца 20-х годов 20 века был временем расцвета филимоновского промысла (к 1940-м годам он уже прекратил своё существование). В начале 20-го столетия из-за роста фабричного производства игрушечный промысел поразил кризис. Люди стали охотнее покупать фабричную продукцию, которая стоила гораздо дешевле, производство филимоновской игрушки сильно сократилось. Многие мастера искали новые способы заработка, их число заметно уменьшилось. В деревне осталось лишь три мастерицы (Карпова Антонина Ильинична, Дербенёва Анна Иосифовна, Масленникова Александра Фёдоровна), которые не бросали своего ремесла. Эти замечательные женщины не дали окончательно умереть промыслу!
Игрушки перестали быть предметом рынка и превратились в произведения искусства.
Производство заметно оживилось в 1950-е годы. Внимание и интерес общества к народному искусству привели к возрождению филимоновской игрушки. Мастерицы быстро вспомнили своё ремесло.
В середине 80-х гг. 20-го века благодаря упорству и подвижничеству Николая Васильевича Денисова, художника из Загорского НИИ игрушки и уроженца Одоевского района, промысел получил новую жизнь. Пока живы были старушки, владеющие старинным ремеслом, Денисов собрал вокруг них молодёжь и открыть мастерские, но не в Филимонове, которое пришло к этому времени в упадок, а в четырёх километрах от деревни, в районном центре Одоеве, где и живут теперь дети и внуки бывших филимоновских игрушечников.
Денисов собирал и сплачивал молодых людей, таких же, как и он, влюблённых в игрушку. Так в Одоевском районе была создана творческая группа, объединившая выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища и потомков филимоновских мастериц. Все они поселились в Одоеве, учились у Евдокимовой и Лукьяновой лепить, вели кружки в школах, Доме пионеров и в детском доме.
Новая история игрушек
Сегодня традиции народных мастеров сохраняются в Одоеве и Туле, где живут и работают потомки нескольких знаменитых игрушечных династий, которые приобщили к лепке игрушек своих детей. В Одоевской школе искусств детям преподают лепку филимоновской игрушки и гончарное мастерство.
В 2009 году недалеко от деревни Филимоново, в городе Одоеве, открылся единственный в России музей филимоновской игрушки. В его экспозиции представлены не только местные изделия, но и другие народные промыслы — романовская, суджанская, воронежская, кожлянская игрушка, а также копии греческих фигурок из глины 1400–1100 годов до н. э. В музее проходят лекции по истории промысла, мастер-классы по лепке и росписи свистулек. Можно совместить приятное с полезным! (Фото 12. Музей игрушки)
С начала 1990-х гг. в Одоевской школе искусств был открыт спецкурс «Филимоновская игрушка». Детям стали преподавать лепку филимоновской игрушки и гончарное мастерство. Художественное отделение Одоевской школы искусств получило президентский грант за «Популяризацию и развитие уникального старинного филимоновского промысла». 200 тысяч рублей гранта были использованы на приобретение новой печи для обжига керамики и раскатчика для глины.
Одарённые дети в Одоевской школе искусств сполна используют богатейший опыт мастериц и мастеров. Создана школьная компания «Мозаика», где ребята занимаются изготовлением филимоновской игрушки. Сейчас уже с уверенностью можно заявить: промысел еще доооолго будет жить.
С 2013 года в Одоеве проводится фестиваль гончарного искусства и глиняной игрушки «Сказки деда Филимона». Мастера из разных концов страны привозят традиционные игрушки своих регионов и авторскую керамику. Кроме глиняных изделий на выставках и ярмарках гости фестиваля могут увидеть и купить кружева, национальные костюмы, сладости по старинным рецептам.
Ежегодно в июле вблизи деревни Филимоново Одоевского района проходит фестиваль народного промысла «Поляна», ставший своеобразной школой ремёсел.
Сейчас филимоновская игрушка снова на подъёме! Возрождается декоративно-прикладное искусство: мастерицы создают женскую одежду из натуральных тканей и этнические украшения с элементами народной символики. И конечно же, растет интерес к филимоновской игрушке, что не может не радовать. И вы тоже порадуйте нас, обязательно поезжайте в одоевский музей и познакомьтесь с игрушкой поближе.