Один из старейших заводов России в городе Касли начинал с производства железа, а закончил, — кто бы мог подумать, — художественными изделиями. Из обычного завода, производившего в канун войны 1812 года чугунные ядра, гранаты, картечь, предприятие начало развивать каслинский промысел. В какой момент работники завода решили переквалифицироваться в творцов? Как им удалось увидеть в куске железа искусство? Разберёмся в статье.
Нелёгкие творения: как изящно используют сталь в Касли
До начала 19 века завод выпускал сортовое железо, позже ассортимент чугунных изделий продолжил расширяться. Преображение произошло в 1843 году, когда каслинские мастера приступили к серийному изготовлению художественных изделий, ориентируясь на образцы прославленного берлинского королевского литейного завода.
В ассортименте продукции, вышедшей из-под рук умелых мастеров, можно отметить несколько наиболее популярных форм: скульптуры из чугуна (статуэтки, скульптурные группы, бюсты), изделия декоративно-прикладного искусства (шкатулки, вазы, подчасники, подсвечники.), предметы, предназначенные для оформления архитектурных строений (решетки, фонарные столбы, модули).
Каслинское литьё отличается декоративностью и изяществом линий. И самое интересное: изделия выполнены из специфичного материала, но не выглядят громоздкими! Практически у всех людей чугун ассоциируется с чем-то не изящным и тяжёлым. Но изделия каслинских мастеров на 100% опровергают это. Порой сложно поверить, что перед вами находится скульптура, созданная из «неповоротливого» металла.
Каслинское литьё — уникально. От крошечных лошадок, пылящихся на полках советских комодов, до фонарей в олимпийском Сочи; от скульптур Пушкина до бюстов Сталина; от копеечных «подставок под горячее» до очень (с шестью, семью нулями) дорогостоящих скульптур в две натуры, — Каслинское литьё (всегда с большой буквы), безусловно, видели и знают все в стране. Давайте окунёмся в процесс изготовления каслинского литья на заводе.
Как «чугуняку» превращают в предмет искусства
Технологический процесс идёт по старинке, в общих чертах за двести лет ничего лучше в мире и не придумали. Именно в этом цехе Каслинское литьё перестает быть просто «чугунякой» и подскакивает в цене десятикратно: здесь с поверхности изделия устраняют мельчайшие дефекты и красят.
Между собой работники художественного цеха называют цех архитектурного производства «преисподней» из-за высоких температур.
Сначала скульптору нужно создать модель будущего изделия. Она лепится из мягкого материала — воска, пластилина, иногда из глины. Законченную работу автор или специалист — модельщик переводит в гипс, далее в бронзу. Большая часть моделей разборная: подставки, отдельные фигуры и даже части фигур формуются и отливаются по отдельности.
Дело за формовщиком
Далее приступают к подготовке формы для литья, ею занимается спец — формовщик.
В зависимости от характера модели литейная форма выполняется по двум классическим технологиям:
- формовкой по-сырому;
- кусковой формовкой (некоторые изделия выполняются с применением обеих технологий).
Формовка по — сырому
Применяется для плоских изделий или плоских частей объёмных изделий: ажурных решёток, садовой мебели, тарелок, шкатулок, рельефов, медалей, подставок для круглой скульптуры.
Используются:
- песчано-глинистая смесь из Лазаретского карьера;
- опока — специальный разборный металлический ящик, в котором производится формовка, а затем и отливка.
Опока разделяется на две половины. Нижняя половина доверху плотно набивается слегка увлажнённой формовочной смесью. Поверхность выравнивается, в ней выполняется чёткий оттиск бронзовой модели. Прокладываются литниковые каналы. Таким же образом готовится верхняя половина опоки, в ней делается оттиск другой стороны модели. Далее формовщик при помощи набора специальных инструментов устраняет мельчайшие дефекты формы, посыпает рабочую поверхность графитом, скрепляет половинки опоки. Форма готова к заливке чугуна.
Кусковая формовка
Кусковая формовка применяется для объёмных изделий: скульптурных групп, статуэток, бюстов, некоторых видов канделябров и т.д. Для неё используют песчано-глинистую смесь из Коенского карьера, одну или несколько опок и стержневые каркасы.
Модель (или её часть) помещается на заполненную песком половину вспомогательной опоки. Выступающую часть модели формовщик делит на куски так, чтобы их можно было без труда разъединить.
На каждый участок при помощи специальных инструментов слой за слоем «набивается» увлажнённая формовочная смесь. Делается это до тех пор, пока толщина куска не достигнет 5 — 8 см. Края куска аккуратно подрезаются для того, чтобы в готовой форме он плотно соединился с соседними. Во избежание склеивания кусков срезы посыпаются графитом или древесно — угольной пылью.
Когда половина кусковой формы готова, куски разъединяются, просушиваются, их рабочая поверхность прокачивается сосновым смольем или покрывается графитом.
И тоже самое проворачивается с другой половиной. Далее все куски помещаются в верхнюю и нижнюю части опоки. Пространство между поверхностью формы и стенками опоки плотно заполняются формовочной смесью.
Каслинские объёмные отливки традиционно пустотелые. Для достижения пустотелости создаётся стержень. После изъятия модели внутри кусковой формы остаётся полость. В центре полости формовщик укрепляет крестообразный каркас, а нижнюю и верхнюю половины формы плотно заполняет стержневым составом — формовочной смесью с добавлением клеевых веществ (чаще — декстрина). Совместив, а затем разъединив половины формы, мастер получает «слепок» модели, который аккуратно извлекается и подсушивается.
Затем поверхность слепка в нескольких местах прокалывается особыми кнопками. На глубину прокола (около 3 — 5 мм) со слепка снимается верхний слой. Толщина этого слоя после отливки будет толщиной стенки формованного изделия. Готовый стержень закрепляется внутри кусковой формы. Прорезаются литниковые каналы. Половины опоки скрепляются. Кусковая форма готова к отливке!
Заливка чугуна
Мастер-литейщик занимается заливкой расплавленного чугуна в приготовленные песчано-глинистые формы. Его задача — обеспечить должное распределение расплава внутри формы и отследить режим постепенного охлаждения отливки для сохранения её целостности. Остывшая отливка вынимается из опоки, из неё через специальные отверстия удаляется стержневая смесь. Перед механической обработкой отливка ещё раз обжигается для уменьшения твёрдости поверхности при механической обработке (чеканке).
Отливки попадают на верстаки к чеканщикам, которые грубым, не оформленным ещё, кускам металла придают выразительные черты; наносят те самые шерстинки, чешуйки, морщинки, усы и брови... Работа очень тонкая, в перчатках её не сделать. Самая сложная часть, говорят, — руки скульптуры, особенно пальцы.
Чеканка и покраска
Следующий цех уже не такой жаркий, как предыдущий. Давайте углубимся в процесс чеканки и покраски изделий.
После отливки на поверхности изделия остаются литники, швы на месте соединения кусков формы. Требуется дополнительно проработать рельеф поверхности, соединить отдельно отлитые части и детали. При помощи большого набора инструментов мастер- чеканщик, чья работа сродни искусству ювелира, приводит изделие в полное соответствие с авторским образцом. Отдельно отлитые детали собираются воедино без видимых соединительных стыков. Чеканка поверхности, выполненная искусным мастером, способна придать фактуре удивительную реалистичность.
Занимательный факт: чеканщиков не штрафуют за разбитые изделия. Потому что если удерживать из зарплаты стоимость расколотых скульптур, мастера будут побаиваться бить по чекану в полную силу, станут халтурить, а значит общее качество упадёт, и уговаривать «не скромничай, бей сильнее» будет бесполезно.
Перейдём к покраске. Для каслинских изделий из чугуна традиционно используется особенная чёрная краска на основе голландской сажи, дающая матовую поверхность и позволяющая ощутить объёмность и пластику изделия. Краска наносится вручную, в три слоя. Каждый слой закрепляется путём термической обработки. Рецепт этой краски известен только работникам завода. Она очень приятно пахнет, то ли олифой, то ли пастилками с прополисом.
По периметру цеха расставлены печи, в которых сушат окрашенные изделия. Микроклимат в помещении приятный, воздух прохладный, не в последнюю очередь благодаря цветочкам на полках.
Далее вместе с изделиями отправляемся на склад готовой продукции. Кроме чугунного литья завод делает и бронзу, но она не так сильно ценится. Секрет, возможно, в том, что матово-черный чугун эффектно выглядит при любом освещении и с любого ракурса, а бронзовые статуэтки надо пристально разглядывать вблизи, чтобы зафиксировать какие-то детали. Если же бронзу подсветить «со спины» контровым светом, то есть поставить, например, на подоконник большого светлого окна, и смотреть на неё из сумрака комнаты, скульптура и вовсе потеряет привлекательность. Это ключевое отличие бронзовых и чугунных произведений искусства.
Резюмируя: для изготовления одного каслинского изделия нужно 5-6 мастеров, 2 цеха и несколько дней производства (в случае небольшого изделия, может быть, 1-2 дня).
Тайная комната
Направляемся в модельный фонд. Модельный фонд — не музей и не склад, а что-то вроде хранилища лучших образчиков. Эта комната — своего рода мозговой центр памяти предприятия, который зафиксировал главные события его жизни. Посторонних сюда обычно не пускают. В модельном фонде рядом с хорошо знакомыми Гермесом, Мефистофелем, Дон Кихотом и Сталиным (уже без штыря в голове) стоит... шоумен и ведущий ТВ Александр Пушной. Миниатюрного Пушного сделали в подарок, когда на заводе снимали выпуск программы «Галилео». Научную телепередачу здесь любят — посмотрели все, и не по разу. И даже песни Пушного наизусть знают.
Мне только спросить
Каслинские изделия продаются в различных сувенирных и антикварных магазинах России, в онлайн-маркеплейсах и путешествуют по всероссийским конкурсам народного искусства.
Если хотите вживую познакомиться с историей завода и процессом создания изделий — вам в музей города Касли!
Официальный сайт: https://kaslinskoe.ru/
Телефон: