16.02.2023

Жостовская роспись: история промысла, техника, этапы и особенности росписи подносов

Жостовская роспись: история промысла, техника, этапы и особенности росписи подносов

Яркую жостовскую роспись сложно спутать с каким-либо другим художественным направлением. Её главный мотив — выразительные и гармоничные цветочные букеты. За каждыми расписным подносом или шкатулкой стоит целая история народного промысла, который, пройдя через века, не теряет актуальности, до сих пор вызывая восторг у ценителей традиционного искусства. В этой статье мы углубимся в истоки, технику и особенности народной росписи.

Деревня, знаменитая подносами

Когда-то неприметная деревушка Жостово прославилась на весь мир благодаря своим удивительным расписным подносам. Впечатляющие яркие цвета, причудливые узоры с лаковым блеском — неизменные составляющие жостовской росписи. Этот вид народного промысла наряду с хохломой и гжелью — визитная карточка России. Цветочные мотивы на подносах стали узнаваемы далеко за пределами нашей страны.

Деревня Жостово

Деревня Жостово расположена в городском округе Мытищи Московской области. Население составляет всего около 500 человек. Здесь и расположена знаменитая фабрика, на которой рождаются известные на весь мир расписные подносы. Там же находится магазин, где можно их приобрести, и музей.

В нём вас ждут 2 этажа экспозиций и несколько часов экскурсии по истории фабрики и эволюции подносов. Также в музее есть кинозал, в котором можно увидеть пошаговый процесс создания жостовских изделий.

Нижний Тагил — основоположник промысла

Не все знают, но у Жостовской росписи есть предшественник. Это Тагильская роспись народный промысел по украшению металлических подносов.

Эта роспись знаменита далеко за пределами нашей страны. В Нижнетагильском музее истории подносного промысла, основанном в 1991 году, можно увидеть тагильские подносы, украшенные яркой росписью.

Поднос с тагильской росписью

Промысел зародился в этих краях в кругах старообрядцев более 250 лет назад. Датой его основания принято считать 1746 год. Именно им датируется самая древняя информация о металлических подносах, хранящаяся в архиве.

Тагильская роспись вышла за пределы города и добралась до деревни Жостово в 18 веке, который принято считать «золотым» для художников-лакировщиков. Мастера из Мытищинского уезда Московской губернии добились высоких результатов в промысле и даже разработали собственную методику нанесения изображения на различные предметы быта, в том числе подносы.

История жостовской росписи

Жостовская роспись зародилась еще в 1825 году и очень быстро прижилась в Мытищинском районе Московской области. Начало 19 века ознаменовалось возникновением мастерских, в которых создавали изделия из папье-маше с росписью, сразу в нескольких населенных пунктах помимо Жостово. Это были Осташково, Хлебниково, Троицкое и Сорокино.

Зарождение жостовских подносов связывают с братьями Вишняковыми. Их прейскурант содержал пункт «лакированные металлические подносы». Эти предметы быта обрели такую феноменальную популярность и начали пользоваться настолько высоким спросом, что вытеснили остальные когда-то востребованные изделия, например, сухарницы и табакерки.

Вывеска на лавке Вишняковых

Главным местом, где изготавливали яркие нарядные расписные изделия, стала деревня Жостово, что и дало имя этому художественному направлению. После прихода к власти большевиков жостовские мастерские претерпели серьёзные изменения.

В 1928 году были объединены несколько артелей и возникло предприятие с высокохудожественным названием «Металлоподнос». Для жостовской росписи 20-е и 30-е годы стали непростым испытанием, ведь новая власть пыталась заставить искусство существенно измениться, привнести черты социалистического реализма. Эти элементы были абсолютно чуждыми как для росписи родом из Жостово, так и для народных промыслов в целом.

Традиционную роспись удалось пронести сквозь века благодаря художникам, которые бережно хранили все нюансы мастерства ушедших поколений. Новая волна популярности искусства, дошедшая и до наших дней, пришла в Жостово в 1960 годах. Когда-то неприметные предметы быта благодаря местным художникам стали ценными произведениями искусства.

Процесс производства не менялся веками, поэтому и сегодня старинные технологии соблюдаются с особой строгостью.

Жостовский промысел

Аналогов черных подносов с нанесёнными на них яркими букетами нет в целом мире. Промысел не сдает своих позиций и по сей день. Почти 200 лет эти предметы быта украшают дома и участвуют в сервировке блюд.

Жостовский поднос

То, без чего сложно представить знаменитый поднос выразительный букет цветов. Жостовские мастера изображают их очень реалистично, умело сочетая с обобщенными декоративными деталями. Кистевая роспись, используемая для украшения подносов, ранее применялась при работе с сундуками, прялками, берестяными туесами (небольшими цилиндрическими или овальными коробами) и прочими предметами быта.

В основе композиции, как правило, лежат букеты садово-полевых цветов в виде гирлянды, венка, красиво разбросанных растений и прочих вариаций их расположения.

Техника жостовской росписи

Техника народного промысла достаточно непростая и состоит из нескольких обязательных последовательных этапов, но секретом она не является. При желании её может освоить любой желающий, обратившись в мастерскую, специализирующуюся на Жостовской росписи.

Процесс смешивания красок мастером

Как правило, расписывают простые жестяные подносы, которые впоследствии могут использоваться по прямому назначению в быту как подставка под посуду или декоративный элемент интерьера.

Этапы жостовской росписи

Первый этап росписи носит название «замалёвок». Он служит для того, чтобы набросать силуэт будущего изображения. На этом этапе применяют полупрозрачные разбавленные краски, которые наносятся на рабочую поверхность широкими мазками. Важный момент замалёвок наносится сразу на несколько подносов, что ускоряет работу. Опытным мастерам удается создавать в день по 6 и более изделий.

Жостовский замалевок

Для удобства при их создании художник вращает поднос, лежащий на его колене. При создании силуэта букета необходимо следить за тем, чтобы цветовые пятна располагались в особом ритмическом порядке, были выразительными и красивыми. Важно учитывать масштаб букета по отношению к фону подноса.

Замалёвок в течение 3-4 дней просушивают на открытом воздухе. Для ускорения процесса заготовку можно поместить на несколько часов в специальный сушильный шкаф. Затем на поднос наносят светлый лак, прочищают его и готовят ко второму этапу.

Этап называется «тенёжка». Он заключается в прокладывании теней с помощью лессировочных красок, которые наносятся широким плоским инструментом. Затем приходит черед третьего этапа — прокладки, на котором форма букета становится четче, плотными красками подчеркиваются светлые участки.

На этапе бликовки добавляют блики, заканчивают создавать формы, ещё больше усиливают светлые участки. Следующий шаг чертёжка. Художник создает очертания лепестков, листьев и цветов с помощью тонких линий. Тычинки и пестики прорисовываются именно на этом этапе.

Этап чертёжки

Завершающая часть письма — привязка. Зеленой или коричневой краской мастер изображает траву между основными элементами композиции. Добавляются яркие детали, особенно выразительные на черном фоне. Последний шаг создания изделия — орнамент. Ажурный узор наносят золотой краской при помощи беличьей кисти по борту изделия.

После того, как все предыдущие этапы работы завершены, поднос покрывают светлым лаком и полируют. Когда расписная поверхность приобретает зеркальный блеск, работа считается полностью завершённой.

Особенности промысла

В классической подаче жостовского рисунка все соответствует канонам. Но с течением времени в это направление народного промысла приходят новые веяния.

Самое сложное, но и одно из самых ценных умений жостовских мастеров — это импровизация. Художники не работают по шаблонам, образцам и схемам. Жостовские художники всегда отличались желанием сделать каждую работу уникальной.

Мастер-класс музея Жостово

Они в совершенстве обладают навыком импровизации и огромным количеством художественных приемов. Удивительно, но за почти 200 лет существования промысла вам не удастся отыскать двух одинаковых изделий.

Композиция

Существуют традиционные виды композиций, на основе которых строится изображение. Композиция венка предполагает свободный центр изделия и расположение рисунка по окружности. Если же цветы, наоборот, собраны в центре подноса, такая компоновка изображения называется букетом.

Поднос с композицией «Букет»

Бывают также изделия с расписанными углами. В таком случае композиция носит название «ветка от угла» или «роспись с углов». Если же цветы будто разбросаны по всей плоскости подноса, словно по поляне, мы имеем дело с композицией «россыпь».

Элементы

Каждый элемент жостовской росписи придает ей неповторимый легко узнаваемый характер. Очень важно, с чего начинают создание произведения искусства и чем заканчивают.

Орнамент, который наносят на краевую линию подноса, называется «уборка». Он может быть выполнен в виде геометрических линий, растительного узора либо цветочных элементов. Художник волен сделать воздушную деликатную окантовку, либо богатый широкий контур, выразительность которого может граничить с основным изображением.

Пример подноса с широкой «уборкой»

При росписи используют различные техники — плотное и сквозное письмо. Плотное подразумевает долгие мазки кисти насыщенной масляной краской. Мазки каждого автора неповторимы и создают уникальный рисунок.

Сквозное письмо — это слой краски, который плавно сводит на нет переход от светлых участков к темным. Не стоит путать сквозное письмо с лессировкой. В последнем случае используется полупрозрачная краска. При сквозном письме слой краски прерывается в нужном месте, но остается кроющим. В таких мазках есть сходства с работой при помощи сухой кисти.

Узоры, мотивы, ландшафты

Узоры на Жостовских расписных изделиях легко узнаваемы — они чётко выделяются на чёрном фоне и представляют собой сочетание изящных ярких линий. Чаще всего ажурные узоры включают в себя растительные элементы — цветы, листья и травы.

Что касается мотивов изображений на легендарных изделиях родом из Жостово, как правило, это:

  • букеты из садовых и луговых цветов;
  • вазоны, гирлянды;
  • бытовые сцены;
  • пейзажи;
  • предметы быта;
  • сцены празднования значимых дат;
  • животные, птицы, насекомые.
Пример разновидности сюжетов

На подносах может быть изображена, например, тройка лошадей, несущихся на полной скорости, или масштабное народное гульнье, которое художнику захотелось пронести сквозь века.

Часто на изделиях можно увидеть сцены свадеб и даже повседневных ритуалов, например, чаепитий.

Выделяют и так называемые ландшафты, изображенные на Жостовских изделиях. Это особая романтическая, слегка наивная интерпретация пейзажей — вычурные замки, руины на берегу реки, сказочные скалы и холмы, неестественно-яркий малиновый закат. Мастера изображают пейзажи утрированными и «праздничными», тем самым вызывая у зрителей особенно яркие эмоции.

Очень важный критерий успеха художника, специализирующегося на Жостовской росписи, — его богатая фантазия, позволяющая сделать сказочными самые обыденные вещи.

Цветы

Это самый распространенный сюжет жостовских изделий. Художник изображает большие садовые и более мелкие цветы таким образом, чтобы они представляли собой ритмичную композицию. В её основе, как правило, несколько крупных цветов.

Пример подноса с цветами анютины глазки

Это могут быть розы, астры, георгины, пионы, тюльпаны и т.д. Цветы чаще всего изображают связанными друг с другом посредством тонких стеблей, листьев и веточек. Бывает и такое, что на первый план выходят ландыши, фиалки, анютины глазки. Букеты могут быть дополнены ягодами, бабочками, птицами, гроздьями рябины.

Фон жостовской росписи

Жостовская фабрика выпускает подносы не только с черным фоном, но и с зеленым, голубым, красным, синим. Для изготовления таких изделий на поднос наносят тончайший слой лака светлого цвета. После этого, не дожидаясь высыхания лака, поверх него высыпают алюминиевый или бронзовый порошок.

Процесс росписи красного подноса

Как только фон просыхает, в ход идут лессировочные краски выбранного цвета. Эта последовательность действий делает фон интенсивным, насыщенным и мерцающим, немного просвечивающим.

Создание подноса

Технология создания подноса совершенствовалась на протяжении десятилетий. Металлические изделия изготавливают ручным способом методом ковки, и автоматизированным — путём штамповки.

Метод ковки подразумевает создание подносов по старинной методике. Несмотря на то, что сегодня ковалей не так много, на их работу все ещё есть спрос.

Выбивание резьбы на наковальне

Скоба из металлических карт выкраивается мастером при помощи ручных ножниц. После чего заготовка выбивается и вытягивается на наковальне. Край подноса с проволочной заготовкой обрабатывается молотом.

Метод штамповки — механизированный процесс. Из железного листа вырубается заготовка. Форму ей придает специальный пресс. Она может быть круглой, прямоугольной, овальной и т.д. (их более 30-ти). После этого поднос обезжиривают, он проходит этап шпатлёвки и шлифовки. Все это позволяет добиться идеально ровной поверхности.

Штамповка подносов

Подготовка к росписи включает в себя термообработку, обезжиривание, грунтование и последний этап нанесение эмали. После проведения каждого из этих этапов к работе приступает художник.

Утварь из Жостово

Чаще всего из жостовских изделий приобретают именно подносы. Самые популярные виды их росписи — всевозможные цветочные мотивы. Спросом пользуются и другие виды изображений — пейзажи, колоритные сцены из жизни русского народы (свадьбы, семейные посиделки), животные, птицы и даже насекомые. Какой бы вид подноса вам не приглянулся, все они будут иметь характерные для Жостовских изделий черты насыщенность цветов, гармоничность композиции, уникальность рисунка и идеальное качество изделия.

Как отличить оригинальный поднос по клейму

Главный признак оригинального изделия — на оборотной стороне обязательно располагается штамп изготовившей его мастерской. Немаловажно обращать внимание и на края подноса. У оригинального всегда завальцованные (закругленные) края.

Кроме того, вес и толщина подлинного подноса достаточно внушительные. Такой предмет легко выдержит вес чайного сервиза, не прогнувшись. Немаловажно и то, что оригинальное изделие имеет очень гладкую зеркальную поверхность без каких-либо шероховатостей.

Прочие жостовские изделия

Жостовская роспись встречается не только на подносах. Изначально изготавливали шкатулки и сухарницы, украшенные характерным Жостовским рисунком. Знаменитая фабрика выпускает также игрушки, различную посуду, шкатулки и даже ткани с легендарной росписью. Каждый может выбрать для себя продукцию по душе.

Жостовская статуэтка

Сегодня на предприятии изготавливают и новинки с росписью, например, табуреты, свечи, кашпо, зеркала с украшенными рамами, лейки и другие изделия. В продаже можно встретить даже пасхальные яйца с Жостовской росписью.

Художники фабрики не прекращают развиваться и находятся в творческом поиске новых средств выражения своего таланта. С течением времени формируется спрос на новые расписные изделия. Всё это позволяет промыслу непрерывно развиваться, сохраняя свои лучшие традиции.

Фабрики

Жостовские изделия с 1825 года изготавливают на фабрике, расположенной в деревне Жостово. При фабрике работают магазины один недалеко от фабрики, другой в Москве. Продукцию предприятия также можно приобрести на его официальном сайте.

Также жостовские изделия с 1830 года производят в художественной мастерской династии Беляевы-Гончаровы, также расположенной в Жостово. Лишь приобретая изделия на официальных фабриках и сайтах, которые с ними сотрудничают, вы можете быть уверены в подлинности изделий.

Обучение жостовской росписи

Огромное количество людей заинтересованы в освоении Жостовского мастерства, и есть немало возможностей обучиться этому народному промыслу.

Мастерская династии Беляевы-Гончаровы проводит индивидуальные и групповые занятия, на которых можно познакомиться с авторскими техниками и наработками, научиться создавать собственные неповторимые изделия.

Фото с фабрики

Мастерская предоставляет все нужные для росписи инструменты и помогает освоить уникальный навык с нуля. Жостовская фабрика также проводит курсы, сочетающие в себе теоретическую информацию о народном промысле с практическими занятиями.

Место жостовской росписи в культуре России

Русские народные промыслы с древних времен занимали важное место в культуре страны. Жостовская роспись — это связь между нами и предками. Благодаря расписным изделиям мы можем наблюдать, какой образ жизни вели наши предшественники, какую одежду носили, как выглядело их жилище, как праздновались значимые события и многое другое.

Жостовский поднос в современном интерьере

Народный промысел внёс большую лепту в современное искусство. Многочисленные ученики Жостовских художников приняли эстафету традиционного ремесла. Молодые жостовцы имеют огромное преимущество — возможность учиться мастерству у старшего поколения, перенимать величайшие достижения своих предшественников. Они бережно хранят традиции росписи и совершенствуют свое мастерство, создавая новые ответвления Жостовского искусства.

Современные художники отличаются широким кругозором, что позволяет им привносить новое в устоявшиеся технологии ремесла. Многие мастера получают хороший доход, занимаясь любимым делом. Это позволяет им с головой погрузиться в народный промысел, добиваясь наивысших результатов.

Жостовское ремесло играет важную роль в культуре нашей страны ещё и потому, что расписная продукция пользуется большим спросом за рубежом. Многие иностранные туристы привозят или заказывают из России продукцию именно народных промыслов.

Больше по теме

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
«Жостово — это живое искусство»
ИСТОРИЯ
Технология производства жостовского подноса
НОВОСТЬ
Мазок кисти – как почерк: мастер-класс по жостовской росписи провели для россиян сотрудники фабрики
СОБЫТИЕ
Московский областной музей народных художественных промыслов представляет выставку «Связь времён»