Содержание:
- Из листа в поднос: дело за ковалем
- Техника в «три удара»: тонкости изготовления
- Как поднос становится чёрным
- Мазок за мазком: этапы росписи
- Расписываем дальше
- Неповторимый оригинал и жалкая пародия: где что?
- Всемирная любовь к Жостово
- А попробовать можно?
Сложно поверить, но превращение металла в поднос не особенно изменилось с 1825 года, когда братья Вишняковы создали Жостовскую фабрику. Эта предприимчивая семья собрала мастеров, способных к полной импровизации.
Поэтому жостовская роспись не придерживалась образцов, а создавала свои «правила» декоративного искусства. «Что особенного в этих подносах?» – спросите вы. Во-первых, это яркие, насыщенные краски с эффектным сочетанием «живой» колористики на чёрном фоне. Во-вторых, золотистый узор, обрамляющий края подноса. Это делает жостовскую роспись уникальной. Художник работает большой, широкой кистью, словно небрежно «разбрасывает» рисунок по чёрному полотну, при этом следя, чтобы результат получился выразительным, а локация цветочных пятен была ритмичной.
Но, поверьте, это ещё не всё. Кроме визуальных отличий, особенности жостовской росписи проявляются даже на этапе приготовления заготовок.
Из листа в поднос: дело за ковалем
Чтобы из куска железа получился предмет искусства, в дело вступает коваль. Мастер берет железный лист, с помощью специальных ножниц вырезает желаемую форму, выбивает её на наковальне и вытягивает. Край изделия загибает и придает подносу рельефную форму, упрочняет его, делает более жестким.
Листовое железо для будущих подносов
В зависимости от размера, рисунка и личных пожеланий цена подноса может увеличиваться в 150 раз! От 1 300 рублей до 200 000.
Далее поднос уже переходит в заботливые руки к другим мастерам фабрики.
Металлический лист, вырезанный специальными ножницами
Техника в «три удара»: тонкости изготовления
Чтобы создать один поднос, нужно всего три удара. Не верите? Тогда об особенностях современной процедуры производства жостовских подносов расскажет Михаил Лебедев, главный художник фабрики с 38-летним стажем.
«Сейчас другие технологии», – объясняет Михаил. – «Подносы делают «в три удара».
В штамповочном цеху фабрики, где расположены во весь рост станки, стопки листов металла с помощью пресс-формы ещё больше становятся похожи на подносы.
И вот, наконец, три удара, то есть три станка: рабочий закладывает металлический лист (наш будущий поднос) в первый станок, во втором станке лист приобретает те самые завёрнутые углы, а после третьего «бортики» становятся закатанными – и это уже полноценная заготовка.
«Бортики – важная деталь. Во-первых, без них поднос легко согнуть руками. Во-вторых, когда художник будет наносить рисунок, он обопрется рукой об этот бортик – краска не размажется», – раскрывает некоторые производственные секреты Михаил.
Как поднос становится чёрным
С подносами работают с утра до вечера, а ночью отправляют их сушиться в специальные камеры. Сухие подносы вальцуют, грунтуют, тонко шпаклюют тертой глиной, зачищают, а потом шлифуют.
Штампованный поднос
Утром следующего дня начинается эмалировка – работа пульверизатором и в лакировочном цеху, «от тенёжки – к тенёжке». Там их трижды покрывают лаком, просушивая после каждого покрытия в печах при температуре 80–90°С.
Последний слой эмали – это основной цвет будущего подноса. Помимо чёрной эмали, жостовские подносы покрывают голубой, белой, красной, синей основой. После грунтовки и окраски эмалью подносы отправляются на роспись, чтобы на них появились «живые» цветы.
Кстати, изначально угольный цвет появился на подносах по более приземленной причине – из-за дешевизны производства. Во времена братьев Вишняковых – основателей фабрики – крестьяне вместо черной эмали наносили на кухонную утварь обыкновенную сажу. Впрочем, такое исполнение впоследствии полюбилось дворянам и стало своеобразной «фишкой» того времени. Они украшали расписными подносами свои имения и дома.
Штампованные подносы
Мазок за мазком: этапы росписи
В арсенале жостовского мастера беличьи кисти – основной инструмент, который хорош в тандеме с масляными красками. Также художник обязательно использует скипидарный раствор, в котором промывает кисть, и льняное масло для разбавления красок. У мастеров собственная палитра не только красок, но и инструментов различной длины, толщины и насыщенности, что позволяет регулировать изображение.
Роспись подносов – процедура многоэтапная, и рисунок по итогу получается многослойный. Первый слой – «замалёвка» (или «замалёвок»): размашистыми движениями художник раскидывает пятна цветов, листья и бутоны, создает композицию. Какой она будет, зависит от многих факторов. Если дело к весне – нужно больше весенних цветов, а к зиме – добавить снежных мотивов. Двух одинаковых нет, ведь мода в жостовской росписи не стоит на месте.
Процесс замалёвки подноса
После «замалёвки» следует «тенёжка», иначе – прорисовка деталей. Художник словно «оживляет» цветы на подносе. Бутоны начинают переливаться на солнце насыщенными цветами, а листва оттеняет букет на черном фоне. Такой поднос считается традиционным. Художники могут перекрасить его в любой из цветов, даже в белый.
После тенёжки на черную эмаль наносят цветную краску, сушат и приступают к созданию произведений искусства.
Тенёжка подносов
Над одним таким подносом художники трудятся в среднем два дня. Каждый слой масляной краски мастера сушат в печи. Один поднос может отправляться в огонь до 10 раз.
После того, как рисунок готов, поднос передают художникам по орнаменту. Те пишут свою уникальную картину, которая умещается на бортах. Для этого мастера делают сначала мелкие крючки, как бы змейки, переплетенные травинками. Начинают с простого – отводка, потом уголки, дальше – соединение. Орнамент нужно подбирать, как в живописи – чтобы сочеталось. Художник сам придумывает для себя тему, как и какими мазками он будет работать. Каждое «пятно», элемент должны гармонировать друг с другом и при этом не отходить от задумки художника.
Приёмы росписи орнамента подноса/ pickimage.ru
Важный для технологии момент! Вопреки расхожему мнению, жостовские мастера наносят орнамент не красками, а своеобразной пастой. Это смесь бронзы и скипидара. В итоге получается элегантная золотистая кайма.
Расписываем дальше
Формы букета уточняются и высветляются с использованием плотных красок. Этот процесс принято называть прокладкой. Яркими, плотными красками художник выявляет (прокладывает) объёмы цветов и листьев.
Во время следующего этапа накладывают блики. Художник добавляет бликовку – наносит белильные мазки (иногда слегка подсвеченные). Они придают композиции свет и объем. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Этап бликовки завершает лепку форм.
Процесс бликовки
Последний этап – чертёжка, включает в себя детализацию элементов картины, после чего происходит «привязка» – нежная травка, заполняющая пустующие места между элементами, которая делает композицию единой и гармоничной.
Процесс чертёжки
Далее поднос покрывают лаком и высушивают. Лакировка проходит в маленьком павильоне – что-то вроде деревенской теплицы для выращивания овощей. Здесь особый микроклимат благодаря специальному материалу на стенах – «фильтрам» – чтобы продукция была идеально чистой.
Процесс лакировки готового подноса
Неповторимый оригинал и жалкая пародия: где что?
Увы, несмотря на уникальный характер жостовских подносов, на современном рынке часто можно встретить подделки. Сами художники тоже вздыхают: это раньше никто не мог конкурировать с творениями подмосковных авторов, продукция Жостовской фабрики в советское время обеспечивала товаром все 15 союзных республик.
Готовые жостовские подносы
Сейчас же оригинальным произведениям вторят китайские умельцы, которым, однако не удается в полной мере «перенять» черты старинной технологии.
С помощью жостовских мастеров мы создали памятку, как отличить настоящее искусство от его дешевого аналога. Для этого нужно учитывать следующее.
- Наличие собственной штамп-печати мастерской – логотипа фабрики, его изготовившей;
- Подносы-подделки могут быть небезопасны для владельца, поскольку у них иногда встречаются острые края. Настоящие жостовские мастера никогда не допустят такой оплошности;
- Настоящий поднос – толстый, прочный и тяжелый, ведь именно это позволит ему быть полезным в быту, удерживать на себе посуду и самовар. И такой поднос точно не прогнется, если на него поставить что-то тяжелое;
- Идеальная техника – на практике выражается в четких, правильных очертаниях, смелых линиях, детальной прорисовке, ярких цветах;
- Дешевизна товара. Сложная, кропотливая работа, уникальная технология производства не будет стоить копейки. Чересчур низкий ценник также должен насторожить потребителя и заставить его задуматься, а стоит ли приобретать такое изделие?
Жостовская ваза
Всемирная любовь к Жостово
Приобрести жостовскую продукцию можно в сувенирных лавках по всей стране. Проще всего найти в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. За границей Жостовская фабрика не менее известна. Наши подносы любят в США, Англии, Франции, Нидерландах, Индии и даже странах Африки.
Так, в 2019 году жостовские мотивы стали частью сезонной весенне-летней коллекции известного дизайнера Сергея Сысоева – новый взгляд на русское народное творчество. Традиционный жостовский букет, выполненный в монохромной черно-белой гамме с ярким оттенком одиночного элемента – это коллекция ZHOSTOVO by SERGEY SYSOEV, произведшая фурор на зарубежном рынке моды.
Показ коллекции Сергея Сысоева
Вот такой сложный, но бесспорно эстетически прекрасный путь проходит обычный кусок железа, прежде чем стать произведением искусства и попасть в магазины и музеи по всему миру.
А попробовать можно?
Хотите попробовать себя в роли мастера и не только изготовить, но и расписать уникальный поднос? Жостовская фабрика ждёт вас на мастер-классах! Возрастных ограничений нет, можно приехать одному, а можно целой группой. Домой с пустыми руками не отпустят, обязательно вручат вами же созданный поднос.
Научиться искусству росписи подносов дистанционно тоже возможно. Жостовские мастера подготовили видео-экскурсию по основным этапам производства подносов. Один из авторов и идейных вдохновителей обучающего курса – Лариса Гончарова, потомственный художник, жостовский мастер, Заслуженный художник России.
Около 40 мастеров, многие из которых – потомственные художники, трудятся на фабрике сегодня, чтобы о жостовском искусстве помнили всегда.
далее по теме: Ссылка на интервью с художником, ссылка на музей, ссылка на статью о предприятии