09.09.2022
История

Волшебство фаянса: «Семикаракорская керамика» отмечает юбилей

Волшебство фаянса: «Семикаракорская керамика» отмечает юбилей

«Семикаракорская керамика» отмечает полувековой юбилей. Предприятие выпускает художественный фаянс оригинальных форм с ручной подглазурной росписью. Эти красочные, полные праздничного настроения, изделия известны и узнаваемы как в России, так и за её пределами.

Ассортимент фабрики состоит из разнообразных фаянсовых изделий: коллекций посуды, чайных наборов и пар, штофов, чайников, ваз, часов, сувениров и других предметов. Поздравляем коллектив фабрики с юбилеем, желаем творческих успехов и процветания!

История

Изготовление керамики существовало на Дону с того момента, когда в период энеолита (IV т. до н.э.) степь стала заселяться людьми. Керамическое производство, близкое к современному, возникло здесь во второй половине ХIХ века. Базой для нынешнего предприятия послужил построенный в 1972 году керамический цех, в том же году основным материалом изготовления становится фаянс.

Прародителем АО «Семикаракорская керамика» считается Семикаракорский районный промышленный комбинат (РПК), который был организован в 1943 году сразу после освобождения территории от гитлеровских оккупантов. На комбинате было расположено много производств: швейные, сапожные, часовые, слесарные, мастерская по плетению корзин из лозы, гончарный цех и художественная мастерская. Керамику делали из местной красной глины.

Первыми керамическими изделиями были пепельницы, плевательницы, цветочницы, кружки, кувшины для воды. В конце 1960-х было принято решение о проектировании в Семикаракорске мастерской по выпуску художественной керамики мощностью 600 тысяч штук изделий в год. Среди этих изделий был предусмотрен и выпуск фаянсовой продукции. Для этого была предусмотрена специальная технологическая линия.

Идея создания фаянсового производства, имеющего художественную ценность, своё узнаваемое лицо, зародилась у тогдашнего директора РПК — Николая Сергеевича Арабского. И это он довёл идею до её полного воплощения. Поэтому Николая Сергеевича называют родоначальником Семикаракорского промысла.

Первые изделия, приближенные к современным, были выпущены из «Цеха керамики» в 1973 году. В их числе – небольшие кувшины, сахарницы, миски. Они были приняты сначала Художественным Советом предприятия, а затем Художественный Совет Облисполкома утвердил образцы 10 изделий из Семикаракорска.

Эти изделия сейчас хранятся в музее предприятия. Они очень близки к современному фаянсу: черепок белого цвета на основе глины Владимирского месторождения из карьера вблизи города Шахты. В качестве основного рисунка художник расписал изделия мелкими цветами. Чуть позже НИИ Художественной промышленности разработало специально для Семикаракорского РПК технологию производства на основе добываемых в районе города Шахты владимирской и фёдоровской глин.

После нескольких месяцев экспериментов с технологиями в 1974 году было решено заимствовать опыт у Конакоского фаянсового завода (Тверская область), крупнейшего в то время предприятия по производству столовой посуды и декоративной майолики, ведущего свою историю с начала 19 века.

С древних времён изделия из керамики являются самым «ходовым» товаром. Они практически вечны, и археологические раскопки любых народов и культур демонстрируют это с разной степенью величия. Какой ещё материал обладает набором таких качеств как устойчивость к воде, кислотам, высокой температуре; механическая прочность; электроизолирующие свойства; неподверженность окислению, воздействию бактерий?

О производстве

Отличительна особенность семикаракорской керамики в том, что при её производстве используется метод уникального ручного труда, оригинальность форм, изобретательность и поэтичность в декоре. Семикаракорская керамика прекрасна не только красотой форм и буйством красок, она привлекает своей практичностью и экологичностью.

Все материалы, используемые для производства Семикаракорского фаянса, природные. Семикаракорский фаянс состоит из трёх компонентов: глины, песка и каолина. Глина обеспечивает пластические свойства фаянсовой массы, благодаря ей он сминается, изгибается, принимает разные формы под воздействием усилия, лепится. В производстве семикаракорской керамики используется огнеупорная беложгущаяся глина Дружковского месторождения (Украина).

Песок — это вспомогательный элемент, благодаря его крупнозернистой структуре глина не прилипает к рукам, а сырой полуфабрикат не оседает под собственным весом. Таким образом песок становится скелетом, вокруг которого формируется масса. Каолин — это тоже глина. Лепится она довольно плохо, но после обжига становится белой, примерно, как вата. Именно каолин обеспечивает белизну фаянса. Таким образом черепок семикаракорского фаянса имеет белый цвет, а не маскировку в виде непрозрачной белой глазури. Это дорого и трудоёмко, но результат идеален, поэтому менять рецептуру нет смысла. А уровень белизны – показатель ценности керамики. АО «Семикаракорская керамика» использует в своей работе каолин из месторождения с романтичным названием Журавлиный лог (Челябинская область).

Этапы производства

Первым этапом производства является приготовление литьевого шликера и формовочной массы. Сырьевые компоненты (глина и песок) измельчаются в шаровых мельницах, где в качестве мелющих тел используются уралитовые шары, а внутри мельниц имеется резиновая футировка.

Песок и глина измельчаются в мельницах в виде тонкой суспензии, переливаются в большие резервуары, где соединяются с каолином и перемешиваются. Полученный литьевой шликер поступает на участок литья, а формовочную массу готовят методом удаления лишней влаги. Жидкую фаянсовую массу закачивают в фильтр-пресс, затем полученная масса переминается в вакуум-мялке. После чего она передается на участок пластичного формования.

Следующим этапом производства является монтаж приставных деталей или сборка изделий. Приставные части – ручки, носики крепятся к корпусу изделия. На корпус и приставную деталь наносятся насечки, затем помещается небольшое количество жижеля. Это специальная склеивающая масса для соединения приставных деталей с изделием, которая изготавливается на предприятии. Жижель состоит из сушья – остатки после формования массы и декстрина – вещества, полученного из кукурузного крахмала. После обжига жижель становится очень надежным клеем, который скрепляет ручку и корпус. На участки сборки наносится прорезной рельеф. Семикаракорская керамика – единственное предприятие в России, которое делает прорезной рельеф на фаянсе. С помощью дыроколов разной формы и конфигурации прорезной рельеф наносится на тарелки, сахарницы и прочие изделия.

Далее, после сборки идет процесс оправки. Она осуществляется с помощью поролоновой губки, смоченной в воде, специальных клюшек и резачков. Оправка заключается в обрезании и заглаживании края изделия с лицевой и внутренней стороны, таким образом убираются все неровности и остатки швов. После оправки изделие подсушивается в естественных условиях, на стеллажах, от 3 дней до 2 недель в зависимости от его конфигурации.

Важным этапом производства изделий из керамики является обжиг. Первый – утельный обжиг, при температуре в центральной зоне 1220 градусов, обеспечивает создание плотного черепка для рукотворного декорирования изделий, придаёт изделию «прочность камня».

Утельный обжиг осуществляется в газовой печи. Изделия помещаются на вагонетки, сложенные из огнеупорных материалов. Вагонетки закатываются в печь и начинается процесс обжига, который длится около 12 часов. Происходит плавный подъем температуры, выдержка в течение часа и охлаждение. Обожжённые полуфабрикаты поступают на участок сортировки утельного полуфабриката.

Сортировка изделий производится методом перезвона, то есть все изделия прозванивают, простукивают, и по звуку определяют, есть ли потреск на приставных деталях, цел ли корпус. Также контроль качества производится нанесением специального состава – фуксина. Это розовая жидкость, благодаря которой видны все дефекты, мельчайшие потрески, дырочки. Таким образом, только идеальный полуфабрикат поступает дальше в производство. То, что забраковано направляется на утилизацию. После сортировки утельного полуфабриката ставится штамп-логотип предприятия. Это свидетельствует о том, что изделие проверено и готово к росписи.

Следующим этапом производства является подглазурное декорирование изделий. По способу декорирования изделия, выпускаемые предприятием, делятся на исполнительские и тиражные. Тиражные изделия декорируются подглазурными красками и иногда солями металлов в качестве отводок. Исполнительские изделия декорируются как солями металлов, подглазурными красками, так и ангобом.

Живописец с помощью кальки карандашом снимает контуры росписи с образца изделия, прокалывает их иглой и переносит с помощью «припороха» (древесный уголь) на изделия, в результате чего на поверхности остаётся ясный точечный узор. Таким образом переводится контур будущей росписи.

Затем живописец подготавливает подглазурную краску для нанесения росписи. Краска просеивается через сито и растирается на палитре шпателем. Используются кисти из беличьих хвостиков и кисти из колонка. В растертую краску добавляется небольшое количество воды и капля глицерина. Затем краска наносится на кисть – с одной стороны в большем количестве, с другой – в меньшем. Так при нанесении мазок будет полутеневой, что создаст эффект глубины и объёма. Это отличительная особенность росписи семикаракорской керамики.

После нанесения мазков, завершающим этапом является пестрение — это нанесение тонких линий темными красками. Каждое изделие подписывается на донышке, где указывается автор изделия, формы и росписи, и исполнитель – человек, который повторил данное изделие в тираже.

Декорирование исполнительских изделий – более сложный процесс. Его отличает разнообразие методов декорирования. Во-первых, это нанесение ангоба – шликер, состоящий из собственных сырьевых компонентов, который наносится на изделие в жидком состоянии. После обжига шликер создает рельеф, необходимый для декора. Декорирование солями металлов осуществляется по необожженному черепу изделию, то есть до первого обжига по сырцу. После обжига соль каждого металла приобретает свой цвет. Последним этапом декорирования является нанесение подглазурной краски и пестрение. После обжига изделие приобретает более насыщенную палитру цветов. Соли металлов дают тени, глубину изображения пейзажа, портрета и цветочной росписи.

Декорированные изделия поступают на участок глазуровки. Глазурь – суспензия, в состав которой входит стекло определенного химического состава (фритта). Фритта и другие компоненты глазури измельчаются в шаровой мельнице с добавлением воды. В результате получается суспензия, которая называется «глазурь». Глазури наносятся на изделия с помощью распыления пульфоном или прямым «окунанием». Ножка изделия протирается, для того чтобы избежать приклеивания к вагонетке, огнеупору. Затем производится последний политой обжиг. Толщина глазурного слоя строго регламентируется лабораторией, чтобы не было наплывов, расслаивания, трещин на глазури. За этим следят контролеры. Политой обжиг так же осуществляется в газовой печи.

Политой обжиг проводится при температуре 1140-1180 градусов. При этой температуре глазурь плавится и соединяется с корпусом изделия. Тонкий слой глазури защищает декор, делая его вечным.

После обжига изделие поступает на участок сортировки и упаковки, где так же методом перезвона проверяется его качество на наличие подтресков приставных деталей и трещин корпуса. Согласно техническим условиям, действующим на предприятии, оценивается качество изделия. Изделия, отвечающие первому сорту, упаковываются в бумагу, затем помещаются в коробки из гофрокартона в соответствии с комплектацией и количеством изделий. Далее перемещаются на склад готовой продукции и поступают нашим покупателям.

Музей

С 1999 года на предприятии открыт Музей становления и развития народного художественного промысла с ежеквартально пополняющейся экспозицией созданного семикаракорскими мастерами фаянса. Также на художественный фаянс можно посмотреть в Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике, Ростовском областном музее краеведения, Государственном музее-заповеднике М.А. Шолохова.

Свыше 1500 изделий — золотая коллекция «Семикаракорской керамики» хранится в надежных руках руководителя музея — Леонтьевой Людмила Петровны. Всю свою трудовой деятельность она посвятила производству, проработав 25 лет на фабрике начальником цеха художественного фаянса.

Музей промыслов состоит из двух залов. В первом зале знакомят с вековыми традициями промысла. Здесь находятся многочисленные археологические фрагменты раскопок, а также представлена экспозиция формирования художественно-стилевой направленности семикаракорского фаянса.

Вниманию гостей также представлено новое направлением, которое сформировалось в 2000 году — это создание интерьерных кукол и кукол-грелок из фаянса и ткани. Здесь же находится витрина изделий с олимпийской символикой.

Во втором зале находится свыше 350 наименований, экспозиции которых обновляются каждый квартал. В запаснике музея хранится еще 1000 изделий. Второй зал презентует изделия, которые тиражируются в настоящий момент, но были созданы в разное время. Это и новинки, и популярные, давно зарекомендовавшие себя изделия. Все это авторские работы художников.

Семикаракорская керамика не стоит на месте. Экспозиции в музее регулярно обновляются и пополняются новыми изделиями, созданными художникам предприятия.

Экскурсии и мастер-классы

Донской край привлекает туристов своей богатой историей, очаровательной природой, гостеприимными жителями и самобытной казачьей культурой. Территория предприятия составляет 73688,25 кв.м.

У любого, кто видит изделия Семикаракорского фаянса, возникает вопрос: «А как рождается это яркое, красочное, полное праздничного настроения чудо?» Чтобы разгадать эту тайну, нужно пройти по всем участкам цеха, каждый из которых направлен на выполнение определённого технологического процесса изготовления изделий.

Экскурсионная программа включает в себя посещение основных объектов на территории предприятия, просмотр процесса изготовления знаменитого семикаракорского фаянса по всем переделам – от участка массозаготовки до участка сортировки, знакомство с интересными нюансами производства и секретами технологии обработки глины, обжига и декорирования. В программу входит и мастер-класс, на котором под руководством художника можно самостоятельно расписать изделие и увезти с собой в качестве сувенира.

С недавнего времени фабрика предлагает посетителям новый формат экскурсий — экскурсия полного дня.  Начиная с 9 часов, участников знакомят с технологическим процессом (2,5 часа), они посещают мастерскую художника (30 минут), идут в гости в экспериментальный цех (на полчасика), слушают об истории промысла в музее (30 минут), а потом – целых два с половиной часа собственного творчества на мастер-классе живописца. Участники экскурсии пробуют себя в роли мастеров технологических участков: литейщика (самостоятельно отливают изделия из фаянсовой массы); формовщика (на ручном станке формуют изделия); живописца (производственными подглазурными красками наносят декор на изделие, прошедшее первый обжиг); глазуровщика (покрывают отрисованное изделие глазурью) и получают это изделие в подарок. Программа заканчивается в 17 часов.

Музей приглашает всех желающих, дети с 7 лет – в сопровождении взрослых. Записаться можно по телефону +7-928-158-59-20. Чтобы получить максимум внимания, информации и вдохновения от специалистов, набираются группы не более трех человек. Стоимость такой экскурсии – 2 000 рублей.

Сколько это стоит

Рабочие дни:

  • Основная экскурсия:
  • Группа 10-20 человек –200 руб.

Мастер-класс:

Группа 10-20 человек – 250 руб.

Индивидуальные экскурсии (до 10 человек):

  • экскурсия — 300 руб.
  • мастер-класс — 400 руб.

Выходные дни:

  • Основная экскурсия – 350 руб.
  • Мастер-класс – 400уб.
  • Экскурсия полного дня — 2000 руб.

Продолжительность экскурсии: по производству и музею – 1,5 часа, с участием в мастер-классе – 2 часа 20 минут.

Источник информации: сайт предприятия

Источник фото: сайт и страница в соцсети предприятия. 

Больше по теме

Полувековой юбилей отмечает «Семикаракорская керамика»
Предприятие «Дулёвский фарфор» отметит в этом году 190-летний юбилей
Выставка «Русская фарфоровая скульптура конца XVIII – начала XX века»
В Совете Федерации обсудили предложения по сохранению и развитию народных художественных промыслов