03.08.2022
История

Чем покоряет деревянная красавица: об истории русской матрёшки

Чем покоряет деревянная красавица: об истории русской матрёшки

Лаконичный силуэт, яркая роспись и семь кукол в одной – это классический рецепт русской матрёшки. В России невозможно найти человека, который бы не знал матрёшку и в детстве с неподдельным интересом не раскрывал бы её, чтобы найти самую маленькую куколку. Такая простая, родная и привычная. А вот история рождения деревянной красавицы окутана сплошными легендами.

Большинство исследовательских работ, посвящённых матрёшке, в большей степени ориентированы на художественные и стилистические особенности росписи характерных для разных регионов России, а вот о самой истории создания информации очень мало.

Долгое время бытовала история русской матрёшки как преемницы японской деревянной куклы. Легенда гласит, что меценат и большой любитель артефактов Савва Мамонтов привёз в своё подмосковное имение Абрамцево деревянную японскую игрушку, которая якобы и стала прототипом нашей матрёшки. Предание с японскими корнями, для некоторых, конечно, звучит интереснее, чем просто отечественное изобретение с пропиской в Подмосковье.

Однако версия о приобретении семьей мецената Мамонтова в 1880-х годах японского деревянного идола является фактически не доказуемой. В архивных документах, воспоминаниях членов семьи Мамонтовых и приближенных нет ни слова о японской раскладной кукле. Приверженцы версии заморского происхождения матрёшки ссылаются на некоторую схожесть японских деревянных кукол фукурума и дарума (почитаемые божества). Однако внешне родство чужих идолов с нашими православными красавицами весьма сомнительно.

Есть и другая версия происхождения матрёшки – легенда о загадочном русском монахе-миссионере, заблудшим в страну восходящего солнца, который и создал раскладную деревянную игрушку. В этом случае и фукурума и дарума – не праотцы нашей матрёшке, а скорее сыновья. В общем и целом, легенды остаются лишь легендами.

Отметим лишь, что до появления официальной матрёшки в России были очень популярны пасхальные деревянные яйца, которые расписывались и разбирались также, как матрёшки, имея в своём составе несколько штук.

Как бы там ни было, далее в истории деревянной красавицы, помимо семьи Мамонтовых, появляются два вполне реальных героя – токарь Василий Звёздочкин и художник Сергей Малютин. Токарь Василий Петрович работал в мастерской при магазине детских игрушек «Детское воспитание», принадлежащем Анатолию Мамонтову. Звёздочкин считается изобретателем формы матрёшки и её раскладной системы. По воспоминаниям племянника мастера, от дяди он никогда не слышал ни о каких японских куклах. Василий Петрович продемонстрировал новинку хозяевам, и она была одобрена к выпуску после художественной росписи.

Сергей Малютин на момент создания матрёшки трудился художником в типографии Анатолия Мамонтова. Предположительно Малютину и предложили поучаствовать в создании росписи первой матрёшки. Так Сергей Васильевич стал пионером в росписи раскладной деревянной красавицы, точнее красавиц, самую маленькую из которых он «укутал» как младенца.

1900 год – год триумфа России на международной Парижской выставке. Братья Мамонтовы, уверенные в успехе своей продукции, представляют на обозрение взыскательной публике первую матрёшку. Деревянная кукла произвела сильное впечатление на жюри и получила престижную награду. С этого момента русская матрёшка отправилась покорять Европу. Необычная деревянная кукла стала настолько популярна, что её даже подделывали, в том числе в Германии.

На родине же стали появляться матрёшки на любой вкус и для конкретных событий. Например, к столетнему юбилею Н.В. Гоголя были выпущены матрёшки по мотивам его бессмертных произведений – «Ревизор» и «Тарас Бульба». Матрёшки с изображением политических деятелей – изобретение не нашего времени. Так к столетию победы над Наполеоном была выпущена серия матрёшек с изображением М.И. Кутузова и Бонапарта, причём внутрь вкладывались военные чины двух армий до рядового.

Источник фото: rusmir.media

Со временем в разных регионах страны появились свои художественные и стилистические особенности форм и росписи деревянных красавиц, которые, в зависимости от местности, теперь могли быть и блондинками, и брюнетками. В 1959 году на родине матрёшки и её создателя Василия Петровича Звёздочкина в Загорске (ныне Сергиевом Посаде) произвели игрушку, вмещавшую в себя 42 элемента. К слову сказать, группа активистов в Сергиевом Посаде планирует возвести памятник настоящему изобретателю матрёшки Василию Петровичу.

Русская матрёшка крепко держит международную пальму первенства по известности и узнаваемости среди остальных зарубежных коллег. Она остаётся популярной раскладной игрушкой по сей день, являясь чуть ли не главным сакральным символом России.

Автор текста: Анна Бурова.

Источник фото обложки: pintrest.ru.

Источники фото в галереях: regnum.ru, mos.ru, pintrest.ru.

Больше по теме

Абрамцево-кудринская резьба. Рождение легенды
Мастер-классы по народным промыслам проходят на Чукотке
С художественными промыслами России знакомит цикл виртуальных экскурсий «Россия промысловая»
В Екатеринбурге представляют народные промыслы и кочевую культуру народов Ямала