05.07.2022

История на обороте: 190 лет исполняется дулёвскому фарфору

История на обороте: 190 лет исполняется дулёвскому фарфору

Дулёвской фарфоровый завод в этом году юбиляр – ему исполняется 190 лет. Почти в каждом доме найдутся предметы из коллекций разных лет легендарного завода – некогда жемчужины фарфоровой империи Терентия Кузнецова, а сейчас керамической отрасли России.

Фарфоровые изделия из Дулёво всегда соответствовали духу времени и славились своей оригинальностью. Формы и краски посуды, так знакомые каждому с детства, давно уже стали чем-то милым и родным. Через года и поколения они несут теплоту бабушкиного дома, звон весёлых праздников и дружеских чаепитий.

Все знают яркие фирменные агашки – роспись в виде оригинальных цветов; легендарного «золотого оленя» и другие брендовые рисунки завода. Но есть на фарфоровых изделиях и менее заметные, но не менее интересные детали. Перевернув любое изделие, можно рассмотреть целую историю, нитью проходящую через судьбу всей страны. Клейма и штампы, размещённые на обороте – такие неброские, но очень красноречивые детали, которые могут рассказать многое.

С самого основания завода в 1832 году мастера отмечали изделия завода незатейливой аббревиатурой ЗК – завод Кузнецовых. По мере роста популярности продукции завода клейма менялись, становились более импозантными, представительными и именными. Так внук Терентия на штампе фабрики изобразил не только двуглавого орла, но и собственную монограмму – «М.С.».

Рассматривая исторические клейма завода, можно найти совершенно удивительные детали, например, арабскую вязь. Так маркировали свои изделия мастера для покупателей на Востоке. Неудивительно, что продукция завода была так популярна по всему миру. К дизайну изделий в свое время привлекались именитые художники, в том числе Михаил Врубель.

После революции предприятия Кузнецовых были национализированы. Исключением не стала и фабрика в Дулёво, которая с 1918 года стала носить имя легендарной газеты «Правда». Клеймо поменяло цвет и приобрело характерную символику в виде серпа и молота, позже добавилась и звезда. И название, и эмблемы соответствовали духу времени. Завод становился фабрикой и опять заводом, графика штампа «бежала» за актуальными тенденциями тех лет, двуглавого орла заменил герб СССР, констатируя смену эпох.

Глобальные исторические метаморфозы не мешали мастерам из Ликино-Дулёва демонстрировать свои таланты на международных выставках. Так, в 1937 году на Expo в Париже, где состоялся триумф Веры Мухиной, впервые были представлены и отмечены наградами работы молодых советских художников завода Петра Леонова и Алексея Сотникова.

Читая клейма как учебник истории, переходя от эпохи к эпохе вместе с Дулёвским фарфором, как будто слышится динамичная музыка Георгия Свиридова «Время вперёд». В штампах тех лет отражены символы и ценности новой страны.         

К 60-м годам СССР укрепил свои позиции на мировой арене, доказав свою состоятельность и устойчивость. Идеологические символы несколько отошли на второй план. После войны и долгого восстановления, люди отчаянно нуждались в простых радостях и мирных символах. С 1962 года на изделиях Дулёвского завода появляется современная и необычная маркировка – силуэт свободолюбивого и гордого сокола. Лаконичный символ отражал запрос времени. Почему именно эта птица?

На международной выставке в 1958 году Expo в Брюсселе в секции искусства на ряду с работами Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Рене Магритт и других всемирно известных творцов, были представлены работы художника Дулёвского завода Алексея Сотникова, в том числе статуэтка фарфорового сокола. Гордая птица в исполнении Сотникова произвела неизгладимое впечатление на посетителей выставки и получила высшую награду – Гран-при в качестве признания таланта Сотникова.  Автор и его работа получили популярность и у себя на родине. С 1962 года силуэт титулованного фарфорового хищника стал новым символом и клеймом завода. Изделия маркировались в разное время такими штампами зелёного, синего, красного цветов и золотом – для обозначения уникальных, авторских работ.

Художник Алексей Сотников срисовал образ для скульптуры с раненого сокола.

«Несмотря на увечье, птица вела себя независимо и всегда принимала гордые позы», – вспоминал Алексей Георгиевич. Заслуженный художник РСФСР признавался, что хищник произвел на него сильное впечатление. Несгибаемая птица сейчас украшает герб и флаг Ликино-Дулёва, а местный футбольный клуб носит название «Сокол».

Сокол Сотникова в новом обличии и сейчас украшает изделия мастеров дулёвского фарфора, демонстрируя тандем преемственности поколений, традиций и смелых инновационных идей. Окрыленный Дулёвский фарфоровый завод продолжает свой путь в ногу со временем и историей всей страны.

Источник фото: официальный сайт Дулевского фарфорового завода.  

Источник фото фарфорового сокола: Агентство «Мосгортур».

 

Больше по теме

НОВОСТЬ
В музее Дулёвского фарфорового завода прошло заседание Художественно-экспертного совета по народным промыслам Подмосковья
НОВОСТЬ
Открыли памятник королю русского фарфора Матвею Сидоровичу Кузнецову
НОВОСТЬ
В Хакасском колледже искусств будут изучать традиции народного творчества
НОВОСТЬ
Центр креативного развития открыли в Бурятии