29.04.2022

«Моя стихия – керамика»: с художественной керамикой Крыма знакомят изделия мастера Александра Черемисова

&laquo;Моя стихия &ndash; керамика&raquo;: с художественной керамикой Крыма знакомят изделия мастера&nbsp;<strong>Александра Черемисова</strong>

Мастер по художественной керамике Александр Черемисов проводит большую работу по исследованию истории керамики Крыма, изучает старые технологии гончарства, техники обжига керамики. Свои изделия он делает, заимствуя формы и орнаменты из разных исторических эпох от античности до Средневековья, но при этом всегда привносит что-то своё.

Черемисов Александр Иванович – учредитель Крымской региональной общественной организации «Гильдия художников и мастеров земли Киммерийской», руководитель любительского объединения «Крымская историческая керамика».

О работе с глиной

Есть что-то магическое в работе с глиной. Неслучайно библейская легенда гласит, что бог создал человека по образу и подобию своему именно из этого пластичного земного материала. А древняя керамика — это не что иное, как исторический детектив: мы спрашиваем «свидетелей», то есть битые черепки или целые сосуды, а они молчат или отвечают. Александр Иванович рассказывает:

«К изучению и занятиям керамикой я пришел не сразу. Детство провел в селе степного Приазовья. Отслужил в Советской Армии, в 1987 году окончил естественно-географический факультет Мелитопольского государственного педагогического института, занимался наукой, написал ряд публикаций по рукокрылым, остеологическим остаткам из пещер и бурому медведю Крыма. Работал в Запорожском государственном университете, остеологом и реставратором в Крымском филиале Института археологии, заведовал лабораторией реставрации и преподавал в Крымском университете культуры, туризма и искусств. В летнее время водил экскурсии и походы маршрутами горного Крыма».

По словам мастера, Крым покорил его не только красотой своих пейзажей, но и богатейшей историей, в которой, кстати, до сих пор много белых пятен. На полуострове отметились почти все племена Европы и Азии, оставив свой след на исторических памятниках Крыма. К сожалению, даже многие местные жители не знают истории своего края.

Главный диагностический материал для археолога – это керамика и её вариации в зависимости от времени. Александр Иванович заинтересовался глиной, и с 2007 года занимается керамикой. Основные направления его работы: исторические технологии, формообразование, глиняная скульптура и игрушка. Целью стал показ богатства и красоты культур народов, проживавших на полуострове, через глиняные изделия.

О профессиональном пути мастера

Первый раз глину Александру Черемисову выделил друг – Юрий Дерновой для изготовления подарка. Он же и показал, как готовит глину для работы. Большую помощь советами оказал и Николай Николаевич Вакуленко. Заинтересовавшись технологиями подготовки глины, Александр читал литературу, узнавал другие методы.

Он начинал своё творчество с красной крымской глины, но постоянно искал другую глину из разных мест Крыма. Так начал создавать коллекцию пробников местных залежей глин и их компонентов. Мастер активно изучает историю керамики Крыма, старые технологии гончарства, техники обжига керамики в дровяных горнах в зависимости от их объёма.

В результате теоретических и практических исследований Александру Ивановичу удалось выяснить вероятные методы обработки глины для получения мелкодисперсной массы, выявить минеральные красители и методы их нанесения в расписных культурах энеолита, проследить возможность их добычи и использования с ранних времён вплоть до начала XX века.

Им прослежена взаимосвязь зависимости формы сосудов от хозяйственной направленности общин. В последнее время теоретически решена задача химического состава и технологического процесса нанесения античного черного лака, но необходимы еще некоторые практические подтверждения. Проводится подготовка материала к получению пробников и температурной шкалы с положительными результатами в динамике.

Вторым направлением исследований стало выявление взаимосвязи формы, рисунка и техники изготовления с народами и народностями, населявшими Крымский полуостров. Среди авторских художественных произведений мастера есть керамические тарелки, сосуды, фигурки животных.     Любая тема тщательно прорабатывается. Некоторые, такие как «Крымская глиняная игрушка», «Крымский орнамент», прорабатываются годами и до нынешнего времени. Эскизов для изготовления одного изделия всегда очень много, но есть два условия при их разработке. Первое: все составляющие должны соответствовать выбранной эпохе, не должно присутствовать произвольного рисунка или орнамента. Второе: рисунок не должен копировать артефакт, для этого нужно выявить, что в идеале хотел показать древний мастер, сохранить нюансы его стиля.

«В скифских чашах я постарался показать, как бы изобразил мастер того времени это изделие в глине. В скифское время украшалась только металлическая посуда, они народ кочевой и глиняная посуда билась очень часто. В трехсвечниках «Колесо поля», «Колесо степи», «Макошь» центральной фигурой является колесо – символ движения и жизни под колесом солнца в небе. В работе «Стражи скифских курганов» я хотел изобразить Каменных баб – каменные изваяния, венчающие курганы с изображением воинов, безмолвные свидетели далёких времён».

Важным направлением работы Александра Черемисова является создание глиняной игрушки по материалам археологических исследований Крыма, а также – авторские работы. Параллельно идет теоретическое и практическое изучение глиняной игрушки из различных уголков России. Так, традиционные славянские глиняные игрушки в виде птиц обрели у него «голос», став свистульками.

По словам мастера, он хорошо знает и дружит со многими мастерами традиционной и авторской игрушки из Брянска, Калуги, Тулы, Орла, Курска, Липецка, Архангельска, Мурманска, Кубани, Республики Беларусь, Дагестана и еще многих других областей и регионов. Они обмениваются своими изделиями.

О передаче опыта

Александр Иванович активно участвовал во многих фестивалях и конкурсах. Его изделия становились лауреатами десятка конкурсов разного уровня:

«Из необычных работ, изготовленных мною, следует назвать призовые амфоры для фестиваля вина в Феодосии. Они мне очень понравились, я даже изготовил для себя несколько амфор с виноградной лозой без логотипа фестиваля».

Мастер старается щедро делиться своими знаниями по керамике. С 2015 года руководит любительским объединением «Крымская историческая керамика» отделения культуры и народных ремесел ГБУКРК «Центр народного творчества Республики Крым». Возраст члеов объединения – от 5 до 75 лет. Они регулярно участвуют в региональных и межрегиональных выставках, некоторые уже сами проводят мастер-классы и презентации.

У Александра Черемисова состоялось несколько персональных выставок – и домашних, и выездных. Практически на каждой он проводил мастер-класс по керамике. Участие в межрегиональных проектах «Караван городов» и «Огни Солхата» позволило ему ближе познакомиться с творчеством коллег и продемонстрировать своё искусство. Итогом мастер-класса «Сюжеты татарских сказок в терракоте», проведенного для участников Международной творческой лаборатории молодых художников «BASHNYA» в Елабуге Республики Татарстан, стали два больших составных панно. Они украсили Детский музейный центр, созданный в составе Елабужского государственного музея-заповедника.

Посетителей выставок привлекают красочные разноцветные маракасы и шкатулки. Появились они неслучайно. В начале творчества Александр Иванович пробовал свои силы в работе с деревом. Он и сейчас делает для себя стеки – инструмент для работы с глиной.

«Приносили мне и бутылочную тыкву. Она лёгкая, крепкая, красивая, но не хватало рисунка. Так и появилась серия маракасов, бутылок, черпаков и шкатулок из тыквы. Для украшения я брал наши крымские исторические орнаменты. С 2020 года я – учредитель Крымской региональной общественной организации «Гильдия художников и мастеров земли Киммерийской», являюсь председателем экспертного совета в межрегиональных проектах, организовываемых с участием Гильдии. Меня приглашают в жюри различных конкурсов и проектов народного творчества, проводимых в Республики Крым. Активно участвую в возрождении утерянных промыслов, – рассказывает о себе мастер».

В любом ремесле есть свои проблемы. Самая большая, на взгляд Александра Ивановича, решить: либо зарабатывать, штампуя разработанные изделия, и забыть о творчестве, либо заниматься творчеством и почти не зарабатывать. Каждый, по его мнению, выбирает своё.

Источник информации и фото: издание «Культурный код».  

Больше по теме

СОБЫТИЕ
«Усадьба мастеров» в Старом Осколе
СОБЫТИЕ
Открытый Фестиваль-конкурс гончарного промысла «Таволожская керамика» пройдет 12 сентября 2020 г. в Екатеринбурге
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Таволожская керамика: союз истории и приключений
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Керамика с казачьим духом