29.04.2022
История

«Моя стихия – керамика»: с художественной керамикой Крыма знакомят изделия мастера Александра Черемисова

«Моя стихия – керамика»: с художественной керамикой Крыма знакомят изделия мастера Александра Черемисова

История Крыма насчитывает множество веков, в течение которых сменялись разные цивилизации и народы. Каждая культура оставила свой неповторимый отпечаток. На протяжении всей истории Крыма здесь развивалось гончарное дело. Оно приобрело особенный колорит.

Мастер по художественной керамике Александр Черемисов проводит большую работу по исследованию истории керамики Крыма, изучает старые технологии гончарства, техники обжига керамики. Свои изделия он делает, заимствуя формы и орнаменты из разных исторических эпох от античности до Средневековья, но при этом всегда привносит что-то своё.

Черемисов Александр Иванович – учредитель Крымской региональной общественной организации «Гильдия художников и мастеров земли Киммерийской», руководитель любительского объединения «Крымская историческая керамика».

О работе с глиной

Есть что-то магическое в работе с глиной. Неслучайно библейская легенда гласит, что бог создал человека по образу и подобию своему именно из этого пластичного земного материала. А древняя керамика — это не что иное, как исторический детектив: мы спрашиваем «свидетелей», то есть битые черепки или целые сосуды, а они молчат или отвечают. Александр Иванович рассказывает:

«К изучению и занятиям керамикой я пришел не сразу. Детство провел в селе степного Приазовья. Отслужил в Советской Армии, в 1987 году окончил естественно-географический факультет Мелитопольского государственного педагогического института, занимался наукой, написал ряд публикаций по рукокрылым, остеологическим остаткам из пещер и бурому медведю Крыма. Работал в Запорожском государственном университете, остеологом и реставратором в Крымском филиале Института археологии, заведовал лабораторией реставрации и преподавал в Крымском университете культуры, туризма и искусств. В летнее время водил экскурсии и походы маршрутами горного Крыма».

По словам мастера, Крым покорил его не только красотой своих пейзажей, но и богатейшей историей, в которой, кстати, до сих пор много белых пятен. На полуострове отметились почти все племена Европы и Азии, оставив свой след на исторических памятниках Крыма. К сожалению, даже многие местные жители не знают истории своего края.

Главный диагностический материал для археолога – это керамика и её вариации в зависимости от времени. Александр Иванович заинтересовался глиной, и с 2007 года занимается керамикой. Основные направления его работы: исторические технологии, формообразование, глиняная скульптура и игрушка. Целью стал показ богатства и красоты культур народов, проживавших на полуострове, через глиняные изделия.

О профессиональном пути мастера

Первый раз глину Александру Черемисову выделил друг – Юрий Дерновой для изготовления подарка. Он же и показал, как готовит глину для работы. Большую помощь советами оказал и Николай Николаевич Вакуленко. Заинтересовавшись технологиями подготовки глины, Александр читал литературу, узнавал другие методы.

Он начинал своё творчество с красной крымской глины, но постоянно искал другую глину из разных мест Крыма. Так начал создавать коллекцию пробников местных залежей глин и их компонентов. Мастер активно изучает историю керамики Крыма, старые технологии гончарства, техники обжига керамики в дровяных горнах в зависимости от их объёма.

В результате теоретических и практических исследований Александру Ивановичу удалось выяснить вероятные методы обработки глины для получения мелкодисперсной массы, выявить минеральные красители и методы их нанесения в расписных культурах энеолита, проследить возможность их добычи и использования с ранних времён вплоть до начала XX века.

Им прослежена взаимосвязь зависимости формы сосудов от хозяйственной направленности общин. В последнее время теоретически решена задача химического состава и технологического процесса нанесения античного черного лака, но необходимы еще некоторые практические подтверждения. Проводится подготовка материала к получению пробников и температурной шкалы с положительными результатами в динамике.

Вторым направлением исследований стало выявление взаимосвязи формы, рисунка и техники изготовления с народами и народностями, населявшими Крымский полуостров. Среди авторских художественных произведений мастера есть керамические тарелки, сосуды, фигурки животных.     Любая тема тщательно прорабатывается. Некоторые, такие как «Крымская глиняная игрушка», «Крымский орнамент», прорабатываются годами и до нынешнего времени. Эскизов для изготовления одного изделия всегда очень много, но есть два условия при их разработке. Первое: все составляющие должны соответствовать выбранной эпохе, не должно присутствовать произвольного рисунка или орнамента. Второе: рисунок не должен копировать артефакт, для этого нужно выявить, что в идеале хотел показать древний мастер, сохранить нюансы его стиля.

«В скифских чашах я постарался показать, как бы изобразил мастер того времени это изделие в глине. В скифское время украшалась только металлическая посуда, они народ кочевой и глиняная посуда билась очень часто. В трехсвечниках «Колесо поля», «Колесо степи», «Макошь» центральной фигурой является колесо – символ движения и жизни под колесом солнца в небе. В работе «Стражи скифских курганов» я хотел изобразить Каменных баб – каменные изваяния, венчающие курганы с изображением воинов, безмолвные свидетели далёких времён».

Важным направлением работы Александра Черемисова является создание глиняной игрушки по материалам археологических исследований Крыма, а также – авторские работы. Параллельно идет теоретическое и практическое изучение глиняной игрушки из различных уголков России. Так, традиционные славянские глиняные игрушки в виде птиц обрели у него «голос», став свистульками.

По словам мастера, он хорошо знает и дружит со многими мастерами традиционной и авторской игрушки из Брянска, Калуги, Тулы, Орла, Курска, Липецка, Архангельска, Мурманска, Кубани, Республики Беларусь, Дагестана и еще многих других областей и регионов. Они обмениваются своими изделиями.

О передаче опыта

Александр Иванович активно участвовал во многих фестивалях и конкурсах. Его изделия становились лауреатами десятка конкурсов разного уровня:

«Из необычных работ, изготовленных мною, следует назвать призовые амфоры для фестиваля вина в Феодосии. Они мне очень понравились, я даже изготовил для себя несколько амфор с виноградной лозой без логотипа фестиваля».

Мастер старается щедро делиться своими знаниями по керамике. С 2015 года руководит любительским объединением «Крымская историческая керамика» отделения культуры и народных ремесел ГБУКРК «Центр народного творчества Республики Крым». Возраст члеов объединения – от 5 до 75 лет. Они регулярно участвуют в региональных и межрегиональных выставках, некоторые уже сами проводят мастер-классы и презентации.

У Александра Черемисова состоялось несколько персональных выставок – и домашних, и выездных. Практически на каждой он проводил мастер-класс по керамике. Участие в межрегиональных проектах «Караван городов» и «Огни Солхата» позволило ему ближе познакомиться с творчеством коллег и продемонстрировать своё искусство. Итогом мастер-класса «Сюжеты татарских сказок в терракоте», проведенного для участников Международной творческой лаборатории молодых художников «BASHNYA» в Елабуге Республики Татарстан, стали два больших составных панно. Они украсили Детский музейный центр, созданный в составе Елабужского государственного музея-заповедника.

Посетителей выставок привлекают красочные разноцветные маракасы и шкатулки. Появились они неслучайно. В начале творчества Александр Иванович пробовал свои силы в работе с деревом. Он и сейчас делает для себя стеки – инструмент для работы с глиной.

«Приносили мне и бутылочную тыкву. Она лёгкая, крепкая, красивая, но не хватало рисунка. Так и появилась серия маракасов, бутылок, черпаков и шкатулок из тыквы. Для украшения я брал наши крымские исторические орнаменты. С 2020 года я – учредитель Крымской региональной общественной организации «Гильдия художников и мастеров земли Киммерийской», являюсь председателем экспертного совета в межрегиональных проектах, организовываемых с участием Гильдии. Меня приглашают в жюри различных конкурсов и проектов народного творчества, проводимых в Республики Крым. Активно участвую в возрождении утерянных промыслов, – рассказывает о себе мастер».

В любом ремесле есть свои проблемы. Самая большая, на взгляд Александра Ивановича, решить: либо зарабатывать, штампуя разработанные изделия, и забыть о творчестве, либо заниматься творчеством и почти не зарабатывать. Каждый, по его мнению, выбирает своё.

Источник информации и фото: издание «Культурный код».  

Больше по теме

«Усадьба мастеров» в Старом Осколе
Открытый Фестиваль-конкурс гончарного промысла «Таволожская керамика» пройдет 12 сентября 2020 г. в Екатеринбурге
Таволожская керамика: союз истории и приключений
Керамика с казачьим духом