11.02.2022
История

«Нет на свете ничего интереснее тамбовского орнамента». О традиционной вышивке Тамбовской губернии

«Нет на свете ничего интереснее тамбовского орнамента». О традиционной вышивке Тамбовской губернии

В Тамбовской области мастера народных художественных промыслов не только продолжают развивать традиционные для региона ремесла, но и возрождать почти утраченные достижения прошлых поколений.

 

Об уровне художественного развития и распространении тамбовской вышивки корреспонденту РИА «ТОП68» рассказала этнокультуролог, филолог, фольклорист, диалектолог и сотрудник научно-методического Центра народного творчества и досуга в Тамбове Людмила Евтихиева.

Для неё предметы материальной культуры являются знаками культурной традиции малой родины. Кроме того, им посвящена одна из тем научного исследования Людмилы. Когда речь идёт о ремёслах, следует помнить, что они зависят от природной среды, ремесленных ориентаций полиэтнического населения, степени сложности социально-экономических взаимоотношений.

Фото: костюмы южнорусского крестьянства/ фрагменты выставки сотрудника ТОЕМ Светланы Горбуновой, Тамбовский областной краеведческий музей

Одним из наиболее важных домашних ремёсел, обретших художественную ценность, стало изготовление кружева, в особенности — уникального михайловского кружева. Наследие Михайлова относится к другому региону — Рязанской области. Однако именно тамбовской творческой мысли принадлежит единственное в мире коклюшечное кружево — не белое и не серое, а включающее в себя цветные вкрапления красной или синей ниткой. При этом «тамбовский след» встречается и в других местах, удалённых от Тамбовской губернии по итогам Антоновского восстания:

— На территориях, принадлежащих сегодня Липецкой области, также существовал промысел елецкого коклюшечного кружева. Его знает весь мир — благодаря выставкам в Париже, Вене, Брюсселе, Монреале, где оно получило самые высокие оценки. Это кружево широко бытовало по всей России, и это — тоже тамбовская традиция.

Фото: панёвный комплекс/ фрагменты выставки сотрудника ТОЕМ Светланы Горбуновой, Тамбовский областной краеведческий музей

Также распространённым домашним ремеслом стала вышивка. Она не только украшала одежду и предметы быта, но служила оберегом и знаком рода. По словам Людмилы, тайны тамбовской вышивки — неспетая песня русской народной культуры:

— Нет нигде на свете ничего интереснее нашего тамбовского орнамента. Изначально вышивка была исключительно домашним делом, которым занимались женщины. В условиях натурального хозяйства всё делалось своими руками: изготавливались бумажные и шерстяные ткани, кроилась и шилась одежда — на всём лежала печать строгих канонов традиции, а вышивка делала вещи «говорящими», а также сообщала им свойства народного идеала красоты. От того, какая женщина «ткаха и пряха», зависело благополучие семьи, вот почему без этих навыков девицу было не сбыть замуж.

Традиции вышивальщиц из среды крестьянской, купеческой, дворянской, монастырской заметно различались. Если в народе вышивали чаще всего «гарусом» (шерстяными крашеными нитями), то в других кругах заметны шёлковые нити, золотая и серебряная канитель. Подлинными школами шитья золотом и серебром были монастыри, откуда мастерство распространялось и в мирскую среду. Тамбовский Вознесенский, Сухотинский Знаменский, Сезеновский Иоанно-Казанский и другие женские монастыри Тамбовской епархии имели ремесленные мастерские, где на заказ и на продажу изготавливались пелены, воздухи, убрусы.

Фото: крестильное полотенце/ фрагменты выставки сотрудника ТОЕМ Светланы Горбуновой, Тамбовский областной краеведческий музей

Делали монастыри и предметы для мирян под заказ, для продажи в лавках и на ярмарках. Шитые золотом эполеты, кушаки, вышитые «белым по белому» крестильные рубашки, свадебное и погребальное приданое. Самое широкое распространение получили вышитые налобники, которые украшали тамбовские кички-сороки.

Особая тема тамбовской вышивки — шитьё бисером. Этим художественным промыслом занимались в дворянских усадьбах, где чувствительными пальцами крепостных девушек создавались уникальные орнаменты на бальных сумочках, туфельках, кошельках и многое другое. По словам Людмилы, эта техника была чрезвычайно трудоёмкой, требующей многих ресурсов. Сейчас даже такого бисера, как в дореволюционную эпоху, не делают — настолько мелкого: «Вы можете себе представить отверстие в бисере, и то, какой иголочкой нужно было в него входить, и какое при этом надо было иметь зрение? Такие вещи стоили невероятно дорого — и они шли на продажу в столицы, в аристократический быт, даже за рубеж». Собеседница отметила, что крепостным мастерицам изготовление бисерных вещей стоило здоровья — пять лет работы в мастерской с бисером приводили к гарантированному падению зрения, иногда женщины слепли полностью. Они оставались незамужними, но хозяева в благодарность за труд заботились о них до старости в богадельнях — бисерный промысел давал право на пожизненное обеспечение.

Фото: праздничный костюм мордвинки/ фрагменты выставки сотрудника ТОЕМ Светланы Горбуновой, Тамбовский областной краеведческий музей

Тамбовские традиции ткачества также представлены удивительными коврами, которые изготавливали в имении Быкова Гора аристократического семейства Нарышкиных. С тем же родом связано ковроткачество в селе Соломенка (Моршанский уезд), где родственница Нарышкиных баронесса Фитингоф-Шель организовала специальный цех. Высочайшего уровня ковроткачество достигло в Сезеновском мнастыре, где на коврах изображали не только геометрические и растительные орнаменты, но сложные евангельские сюжеты. По экспедиционным данным известно, что в начале ХХ века здесь выткали ковёр «Утро в сосновом бору».

Фото: свадебный костюм – одиначка, занавеска, репесовый платок, восковой венок/ фрагменты выставки сотрудника ТОЕМ Светланы Горбуновой, Тамбовский областной краеведческий музей

Именно слава мастеров и высокое качество, уверена Людмила, делают тамбовские народные промыслы по-настоящему великими. И несмотря на то, что часть их оказалась забыта, часть теперь относится к другим регионам — последние инициативы новых молодых талантов говорят нам о том, что ремесло Тамбовской области способно пережить ещё несколько золотых веков.

Информация и фото – по материалам РИА «ТОП68». 

Фото обложки: панёвный комплекс/ фрагменты выставки сотрудника ТОЕМ Светланы Горбуновой, Тамбовский областной краеведческий музей.

Больше по теме

Мастерская кружевоплетения Центра народной культуры
Главный художник фабрики «Крестецкая строчка» Мария Евгеньевна Афанасьева внесена в Книгу почёта Новгородской области
Мастер-класс по вышивке «верхошов»
Когда традиционные одежды в моде