17.01.2022

О секретах полховско-майданской росписи

О секретах полховско-майданской росписи

Токарные изделия мастеров этого промысла — матрёшки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, подставки — щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.

В конце XVIII века промысел переняли от монахов Саровского монастыря. А в начале XX века начали не только вытачивать деревянную посуду, но и выжигать на ней узоры. Так сложился характерный майданский орнамент.

«Раскрашивали клеевыми красителями, масляными. А вот потом мастера объединились в артель «Красная заря». Это было в 1929 году. Стали выпускать пеналы, письменные принадлежности, пресс-папье, линейки, покрывали их выжигом и росписью, – рассказывает Мария Пугачева, заведующая музеем истории народных художественных промыслов Нижегородской области. Когда мастера познакомились с работами коллег из Семёновского края – Мериново, Федосеево, то стали покрывать свои изделия анилиновыми красителями. Если мы внимательно посмотрим на работы полхов-майданцев, то увидим, что в чём-то они повторяют работы мериновцев. Например, форма разъёмных яблочек, погремушки, мячики».

После победы в Великой Отечественной войне промысел восстановили. Майданские матёршки заиграли красками. Куклы получались силуэтами вытянутые, лицами строгие, цветы шиповника на фартуке – яркие. Но есть у майданкских матрёшек одна важная особенность – локон, падающие из-под косынки на лоб. Завитки эти – не кудряшки вовсе. Есть у них один секрет. По словам Марии Пугачевой, секрет в том, что это не волосы, а часть головного убора. Полхов-майданские женщины и девушки в головные уборы вставляли пёрышки селезня. У селезня в хвосте ест два пера, которые завиваются.

Такое перо хранится в коллекции у мастера полхов-майданской росписи Инны Захаровой. Умеет Инна писать и свободной кистью, без наводки контуров тушью, и пестрить, и тенить. Секретам росписи ее обучали мастера старой школы. Они же рассказывали о загадочных пёрышках майданской матрёны.

«Это элемент украшения народного костюма. Это вошло в тардицию. Они дополнительно подвивали, очень интересный костюм «китайка» – потому что Полховский Майдан граничит с Мордовией. Отчасти характерные черты, перешедшие в костюм, таким образом передались», – рассказывает Инна Захарова.

Мастера ласково называют свои изделия игрушками-тарарушками. Это грибы-копилки, чаши, вазы, бирюльки, бусы, точёные яйца с росписью. Изображали на них голубя с веточкой или цветы. Сделать такую таратульку не сложно, но сноровка нужна. Прежде чем приступить к крашению, изделие необходимо загрунтовать. Грунт варят из крахмального клейстера. Он наносится и распределяется руками по всей поверхности. Затем часа 2-3 просыхает. Затем делают наводку будущего орнамента – при помощи ученического пера и туши. Далее работают красителями беличьей кистью. Каждый мастер знает, куда какой цвет положить и какой его работа в итоге получится. В чистом виде зелёного цвета в этой росписи нет. Он образуется путем наложения на жёлтый цвет синего. Последний этап росписи – оживка, это работа тушью и пером, в черчении называют штриховкой. Ученическое перо оживляет узор. Чем оживка тоньше и затейливей. Тем искуснее мастер.

Есть у оживки и свой ритм – один длинный штрих и два коротких. Для каждго цветка – своя определённая оживка. Она делает изображение глубоким, объёмным. В самом конце работы заливают фон изделия. Краски тогда не смешиваются, а цвета сохраняют чистоту и яркость. В традиции – алый, жёлтый и чёрный фоны.

Подробно о промысле можно узнать в фильме, представленном на Ютуб-канале  «Сказочный Нижний». 

 

Больше по теме

НОВОСТЬ
В Нижнем Новгороде стартовала акция «Культурный код народов России»
НОВОСТЬ
В Нижегородской области могут упростить процедуру госзакупок для предприятий НХП
НОВОСТЬ
Конкурс «Дизайн и Ремесло» в Нижегородской области расширил линейку представляемых промыслов
НОВОСТЬ
15 нижегородских мастеров НХП получат почётные звания