31.12.2021

О технологии «огненного письма» Русского Севера

О технологии «огненного письма» Русского Севера

Вологодская (Усольская) финифть – красочная сюжетная роспись по эмали – появилась в XVII веке в городе Сольвычегодске (Усольске). Позже этим промыслом стали заниматься в Вологде. Сначала это была красочная цветочная и сюжетная роспись по белому эмалевому фону. В орнаменты растений умело вписывали декоративные изображения птиц, насекомых, животных. В мифологических сюжетах росписи встречались персонажи славянского фольклора и северных сказаний: изображали птицу Сирин, лебедей, оленей и львов. Искусство сольвычегодских эмальеров повлияло на развитие других центров ювелирного искусства. Художников из Усолья приглашали в Москву и другие города развивать производство финифти. Однако позднее на смену расписным эмалям пришли однотонные – белые, синие, зелёные, ими полностью покрывали предмет. Только в 70-х годах XX века группа вологодских художников возродила древнее мастерство. На Вологодском заводе опытных и художественных изделий появился экспериментальный цех, мастера которого разрабатывали ювелирные изделия и сувениры с эмалями. Традиции Вологодской финифти получили признание на родине и за рубежом. Сейчас промыслом росписи по эмали занимается предприятие города Вологды – творческая мастерская «Вологодская финифть», основанная в 2003 году. 

В мастерской подробно рассказывают, как изготавливают изделия с финифтью.

Эмалевые художественные покрытия основаны на использовании особой стекловидной массы, которая наносится на поверхность изделия и обжигается в специальных муфельных печах. После обжига эмаль прочно приправляется к металлической основе и образует твердую декоративную блестящую поверхность.

Эмаль представляет собой кремниевый сплав, содержащий окислы калия, натрия и другие компоненты. Окрашивается этот сплав в конкретный цвет в зависимости от включения в него окисей различных металлов. Например, различные оттенки красного цвета образуют определенные соединения золота, окиси железа и хрома. Помимо цветовой градации, палитра эмалей делится на прозрачные и так называемые опаковые — непрозрачные эмали. Опаковые сплавы получают посредством добавления в них окиси олова или трехокиси мышьяка. В старину для этих целей использовали такие «глушители», как костяная зола или каолин.

В процессе подготовки эмалевых сплавов к нанесению их на поверхность изделия и последующему обжигу куски (слитки) эмали тщательно дробят в металлической ступке. Затем растирают в каменной (агатовой) ступке до кондиции мельчайшего порошка, подобно тому, как в старину растирались пигменты красок. Чтобы порошок не распылялся, он обязательно смачивается. Перед нанесением эмалевой массы поверхность изделия обжигается, а затем отбеливается.

Этап обжига самый сложный в эмальерном деле, он требует большого опыта, специальных знаний и определенного художественного чутья. Значительная часть сплавов имеет различные температуры плавления, и для того, чтобы избежать выгорания эмалевого покрытия, обжиг начинают с самых тугоплавких. Как правило, мастера делают многочисленные пробы обжига отобранных красок. Только пробные обжиги дают возможность более точно подобрать необходимый цвет, поскольку в процессе плавления некоторые эмали изменяют интенсивность своего цвета и приобретают новые оттенки. Нанесение и обжиг эмали даже одного цвета производится чаще всего в несколько приемов.

В качестве основания для росписи по эмали используют пластинку из тонкого медного листа необходимой формы и размера, выпуклую с лицевой стороны. Эмалевый грунт, представляющий собой смесь растертой в порошок белой эмали с водой, наносится на лицевую сторону пластинки в три слоя. После нанесения каждого слоя пластинка просушивается в сушильном шкафу и обжигается в муфельной печи при t 700-800 0С, пока эмаль не сплавится, а поверхность не станет гладкой.

Расписывать пластинку начинают с рисунка, который выполняется сначала на бумаге. Затем под него подкладывается чистый лист бумаги, и рисунок по контуру прокалывается иглой. На нижнем листе получается точечный отпечаток. Этот лист накладывается на лицевую поверхность загрунтованной пластинки и натирается смешанной со скипидаром сажей, в результате чего рисунок переводится на эмалевую основу.

Для росписи по эмали используют огнеупорные краски с t пл. от 700 до 800 0С. Они готовятся из тщательно растертых пигментов, смешанных со скипидаром и лавандовым или скипидарным маслом. Каждая краска имеет определенную температуру плавления и при обжиге изменяет свой первоначальный цвет.

На первой стадии росписи по эмали тонкой кистью делается «подмалевок» – наносятся основные цвета. После этого пластинка обжигается в муфельной печи, пока краски не сплавятся и не приобретут яркость и блеск. Извлеченная из муфеля пластинка остужается и следует первая прописка, в ходе которой выявляются основные детали изображения и светотени. Затем пластинка вновь просушивается, обжигается и остужается. В процессе второй прописки выявляются второстепенные детали, прорабатываются полутона и уточняются цветовые отношения. Затем делают третий обжиг.

При создании несложной композиции с использованием ограниченной красочной палитры роспись заканчивается на втором или третьем этапе. Для написания сложной миниатюры, богатой цветовыми оттенками, требуется от 4 до 7 прописок и столько же обжигов.

Такой процесс создания миниатюр на финифти свидетельствует, как трудоемка и сложна работа художника, ведь малейшее отклонение от строгой последовательности в работе, даже минутная передержка в процессе обжига могут испортить произведение, иногда даже на самом последнем этапе, когда роспись эмали уже почти готова.

Законченный вид финифти, как ювелирному изделию, придает оправа, изготовленная ювелиром. Роспись по эмали практически вечно сохраняет чистоту, блеск и прозрачность цвета. Она не подвергается, подобно другим видам живописи, воздействию таких разрушительных факторов, как свет, перепады температуры и влажности, загрязнение.

Источник: творческая мастерская «Вологодская финифть». 

С каталогом изделий можно ознакомиться на сайте. 

Больше по теме

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Финифть и другие семейные обстоятельства
ИСТОРИЯ
История городецкой росписи
СОБЫТИЕ
Чудо чудное, диво дивное. Городецкая роспись
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Москвитин: «Огонь — это соавтор художника»