Раушания Рафиковна – родом из Узбекистана, её предки – поволжские и крымские татары. В Татарстан с семьей она вернулась в начале 2000-х годов. Первым наставником в рукоделии для неё стала бабушка Зайтуна эби – главная мастерица в семье, которая вязала и шила. Потом были кружки по макраме и цветоделию, модного в 90-е. Но главное, как считает Раушания: «Все дело в генах. Иногда люди, которые никак не разбираются в искусстве, дизайне и ремеслах, просто ходят, смотрят и ощущают интуитивно – «моё» или «не моё».
Первым большим проектом Раушании стало открытие в Казани в 2014 году Музея чак-чака, который активизировал творческую натуру его создателей. Музей украшают предметы татарского быта, многие из которых созданы руками хозяев. Так, для интерьера нужен был настоящий татарский текстиль, но ничего подходящего не находилось. Тогда Раушания сама стала вышивать ашъяулык по рисунку, найденному в книге Фоата Валеева «Декоративно-прикладное искусство Татарстана» (который на самом деле у Ф. Валеева числился как рисунок полотенца). Это была её первая работа, выполненная тамбурной вышивкой. Ашъяулык Раушания вышивала целых пять лет (с перерывами, конечно).
«Там у меня куча экспериментов по цвету: хотелось, чтобы было многоцветно, но не пестро, – рассказывает Раушания. – И я оказалась права: разговаривая с реставраторами, из Национального музея услышала от них мысль, которая тоже крутилась у меня в голове – что татарскую тамбурную вышивку отличает даже не столько сама композиция, сколько именно сочетание цветов. Так что сейчас стараюсь погрузиться в колористику, изучаю старинные образцы вышивок».
Ашъяулыком сейчас любуются посетители Музея чак-чака. Помимо ашъяулыка, Раушания вышила ещё два одинаковых фартука: один – крючком, другой – иглой. Не оторвать взгляд и от вышивок Раушании в пяльцах. В музее есть и они. Любимая работа Раушании – казанское полотенце с золотным шитьём. По мнению директора Музея изобразительных искусств Республики Татарстан Розалии Миргалимовны Нургалеевой (именно в этом музее хранится оригинал золотого полотенца), это лучшая копия полотенца, которую она видела.
Член жюри республиканского конкурса «Ремесленник года-2021», известный искусствовед Гузель Фуадовна Валеева-Сулейманова была поражена тем, что полотенце вышито любителем, который специально ремеслу не обучался. К Раушании часто приходят люди и говорят, что её вышивки очень изысканны. Она объясняет это так:
«Наверно потому, что я стараюсь опираться на образцы городского стиля, а не сельского. Сельский стиль тоже ценен, но в городе было больше богатых заказчиков. Я в процессе изучения пришла к выводу, что деградация декоративно-прикладного искусства в России произошла потому, что был утрачен «пятый элемент» – богатый заказчик с хорошим вкусом. Именно он давал мастеру своеобразное «техническое задание». После прихода советской власти богатых практически не осталось. Наверное, именно поэтому декоративно-прикладное искусство перестало быть прикладным. И многие эксперты соглашаются со мной в этом. Так что наша задача еще и «возродить» этого заказчика».
После того как к Раушании стали обращаться с просьбой вышить для них такое же полотенце, она подумала: «Ну хорошо, купят они, а куда повесят? Впишется ли оно в их интерьер?». И ей захотелось комплексного решения по примеру фирмы ИКЕА – предлагать готовые коллекции и интерьерные решения. Так зародилась идея интерьерного бренда Tatar Home, на который был получен грант от Фонда культурных инициатив. Работа над брендом уже началась, есть нужные и понимающие заказчики. Помимо тамбурной вышивки Раушания пробует бисерную, ушковую технику.
Но пока для неё тамбурная вышивка остаётся любимой. КАк рассказывает мастерица, раньше на крупнейших ярмарках казанские и узбекские купцы спорили: чья вышивка лучше? А сейчас сюзане (узбекский вышитый вручную текстиль) распространен по миру, про татарскую же знают не так много людей. А ведь и у неёбольшой потенциал: «Когда я в иностранных группах выкладываю свою вышивку, все восхищаются и хотят побольше о ней узнать. В группе «Мир тамбурной вышивки» ВКонтакте, где 12 тысяч подписчиков, всегда с большим интересом принимают посты про татарскую вышивку», – говорит мастер.
Даже в Татарстане не все знают, а тем более владеют национальной вышивкой. И Раушания создала онлайн-школу татарской мастерицы. Курс по тамбурной вышивке уже записан. К каждому курсу подготовлены наборы для вышивки. В качественной красивой коробке с крышкой на магните есть все инструменты: игла, крючок, красивые ножницы для рукоделия, нитки, намотанные на фирменные бобинки, пяльцы, ткань с напечатанным рисунком и инструкция. Наборы мастер решила выпустить, потому что порой непросто найти даже подходящий крючок. Она лично перепробовала целую коллекцию «правильных» и «неправильных». В нитках тоже много своих нюансов. Наконец, нашлись подходящие, но их тоже в обычных магазинах не купишь, только напрямую у дистрибьютора. Так в наш наборе для вышивки упакован весь опыт. Набор для татарской тамбурной вышивки награжден специальным дипломом «За сохранение традиций национальных промыслов на VI Всероссийском конкурсе «Туристический сувенир – 2020».
Летом 2021 года Раушания с командой открыли мастерскую по тамбурной вышивке. Открытие мастерской проходило в формате Дня открытых дверей. Гости приходили весь день, знакомились с программой занятий и каждый пришивал пайетку на ткань с вышивкой на татарское полотенце. На занятиях можно научиться вышивать вручную, на тамбурной машинке, а также прослушать лекции и поучаствовать в мастер-классах для небольших групп.
Средства гранта на открытие ушли на новую тамбурную машинку (старинная, 1950-х годов уже была), швейно-вышивальную машину, гладильную систему и нитки. На вопрос: «Не исчезнет ли аутентичность татарской тамбурной вышивки с использованием тамбурной машинки?» Раушания ответила так: «Когда я начала изучать историю тамбурной вышивки, узнала, что именно появление тамбурных машинок в конце XIX века сделало тамбурную вышивку такой популярной. В Казани их тоже активно использовали. Вышивать на тамбурной машинке – это очень увлекательно, но не так просто, как может показаться. Надо года три непрерывной практики, чтобы вышивать на машинке свободно. Вот когда тамбурный орнамент имитируют машинкой, которая вышивает гладью – это мне не очень нравится».
Раушания с мужем много путешествуют. Изучая разные культуры, они находят общее у татарской тамбурной вышивки не только в странах с тюркскими народами, но и в Индии, во Франции, в Англии.
Мастер-классы Раушания не проводит из-за большой загруженности. Но бывают исключения. В этом году к ней обратились организаторы конкурса «Татар кызы» с просьбой провести мастер-класс. Понимая, что за пару часов они полностью не вышьют работу (даже у мастеров на вышивку панно в наборе для вышивки уходит часов 8), Раушания решила, что главное – вдохновить девушек татарской вышивкой. Основой мастер-класса стали именно наборы для вышивки и плюс несколько поясняющих видео из курса по тамбурной вышивки. Судя по тому, что стали появляться фотографии с работами девушек, у нее это получилось. Мастер-классы были проведены и с мастерами из Тюменской области в рамках акселератора «Путь ремесленника».
У Раушании много проектов уже реализовано, но впереди еще больше планов. Она в постоянном поиске – читает книги, проходит разные курсы и тренинги. Из недавних: курс по созданию текстильного бренда и курс по Креативным индустриям и кластерам от Шанинки (Московской высшей школы социальных и экономических наук) и РАНХИГС (Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ). Также Раушания подала заявку на четырехмесячную учебную программу «Connect: Креативное предпринимательство для женщин» от отдела культуры и образования Посольства Великобритании в Москве и Universal University. Много ресурсов открывает ей знание английского языка. Но самое главное – все проекты Раушании взаимосвязаны и направлены на сохранение татарского декоративно-прикладного искусства.
«Татарское декоративно-прикладное искусство, как и культура, очень эклектично, но при этом самобытно. А это – большой потенциал, который мы и хотим использовать. Сейчас многие говорят о ренессансе ДПИ, о растущем запросе на идентичность локальную и национальную. Так что если сложить три главных фактора в сфере креативных индустрий: увлеченность, талант и предприимчивость, то все у нас получится. Но это очень большая ответственность – работа с наследием. Здесь, с одной стороны, куча возможностей, с другой стороны – большая ответственность перед прошлым и будущим. Остаться в традиции, но развиваться… От того, что мы делаем сейчас, зависит и то, что увидят наши потомки в музеях», – подытоживает мастер.
Справка
Раушания Рафиковна Полосина – мастер народных промыслов РТ, основатель и организатор Музея чак-чака, чайной «Чайная история», студии-магазина сувениров «Айда. Сувениры не как у всех», мастерской TatarHandmade, Казанской конфетной мануфактуры, татарского интерьерного бренда Tatar Home. С 2016 года она стала координатором фестиваля восстановления исторической среды «Том Сойер Фест» в Казани. Творчество у Раушании Рафиковны проявляется не только в вышивке, но и в бизнесе: она одна из самых креативных предпринимателей Казани. В каждый проект вложена любовь к национальной культуре.
На реализацию своих проектов она получила гранты от Фонда Потанина (для Музея чак-чака в (2020 г.), Министерства культуры РТ (на оборудование для мастерской тамбурной вышивки (2020 г.), Фонда культурных инициатив (на запуск интерьерного бренда). Награждена нагрудным знаком Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры «За активное участие в работе общества».
Источник: tatcultresurs.ru.