21.12.2018

Что нужно знать о хохломе?

Что нужно знать о хохломе?

 

Степан Разин и другие причины появления хохломы

Хохломской промысел возник на северных окраинах нижегородских земель по вполне прозаичным причинам, главная из которых — недостаток пахотных земель. Тем, кто в XVII веке стал заселять эту разорённую набегами казанских ханов территорию, приходилось извлекать выгоду из окружающих глухих лесов, вытачивая и продавая домашнюю утварь. К тому же в какой-то момент левобережные земли велением царя Александра Михайловича отошли его воспитателю боярину Морозову, и тот разрешил ремесленникам-новопоселенцам несколько лет пользоваться лесом и не платить оброки. На левый берег перебрались безземельные крестьяне с правобережья, а после восстания Степана Разина туда же направились и ремесленники из разорённых морозовских сёл Лысково и Мурашкино. Они и принесли с собой знание о том, как золотить «на оловянное дело» церковную утварь и обжигать до лаковой прочности и янтарного цвета олифу на посуде. Наконец, для развития производства дорогой по тем временам «позолоченной» посуды был необходим заказчик. В такой роли выступили Троице-Сергиев и Макарьевский Желтоводский монастыри, скупавшие расписные вещи и, вероятно, снабжавшие ремесленников дорогим оловом.

Правда ли, что хохлому придумали старообрядцы

Представление, что имитировать позолоту на деревянных вещах ремесленников лесного Заволжья научили бежавшие туда от гонений раскольники, популярно, но, судя по всему, не совсем верно. Сохранившиеся документы показывают, что подобная техника была известна новгородцам как минимум за десятилетие до церковной реформы.

Сам колорит хохломы — сочетание чёрного (сажа), красного (киноварь) и золотого цветов — хоть и утратил в промысле своё значение, был характерен для церковной утвари и глубоко символичен.

Тем не менее, старообрядцы повлияли на развитие промысла: они привезли с собой богато орнаментированные рукописи, ювелирные украшения и ткани с золотым шитьём; в скитах трудились художники и ремесленники. Жители близлежащих деревень постепенно перенимали у них навыки живописного мастерства. Кроме того, богатые скиты не только сами делали золочёную утварь, но и могли заказывать и покупать её.

Технология хохломы: метаморфозы «белья»

Как же создают хохлому? Для начала рубят липу, осину или берёзу, оставляют её сохнуть на год или два. Затем дерево распиливают и колют на чурки, из которых вытачивают заготовки, за светлый цвет называемые «бельё». Их обмазывают масляно-глиняным грунтом, сушат, шлифуют, несколько раз покрывают олифой и лудят: по последнему, не до конца высушенному слою олифы натирают оловянным порошком. «Глиняная» посуда превращается в «серебряную».

Только после этого вещь оказывается готова к росписи, а после — к финальному покрытию олифой и отправке в печь, где покрытие пожелтеет, и возникнет то самое хохломское «золото». За века технология изменилась мало, разве что сейчас вместо оловянного порошка используют алюминиевый, а вместо олифы — жёлтый лак. На «бельё» идёт, в основном, мягкая и лёгкая липа, так что хохлома — золото буквально липовое.

Не хохломская хохлома: где расписывали посуду

Своё имя промысел получил не по месту, где точили или расписывали посуду, а по названию торгового села Хохлома, куда свозили и «бельё», и «позолоченные» чашки, братины и туески, и откуда они расходились по другим ярмаркам.

Близость ярмарок, в том числе крупнейшей Макарьевской, стала значима после 1720 года: тогда закончилась Северная война, олово подешевело, стало возможным массовое производство посуды.

Судя по документам конца XVIII века, хохломой занимались в деревнях по рекам Узола, Ветлуга, Керженец. Крупнейшим центром был город Семёнов (до 1779 года — село Семёновское), до сих пор считающийся столицей хохломы. В 1797 году там создавалось и привозилось на продажу «чашек крупных, средних и мелких 550 тысяч, стаканов 100 тысяч, ложек кленовых, берёзовых, осиновых — 800 тысяч, блюд осиновых мелких 300 тысяч...»

Как начать разбираться в хохломской росписи

Чтобы не запутаться в многообразии хохломских узоров, достаточно научиться различать две основные техники их создания: верховое и фоновое письмо. Верховое письмо — ранний способ росписи, сложившийся в первой половине XIX века, когда хохломскую посуду стали золотить не фрагментами, а полностью. Узор здесь наносят цветными красками по золотому фону.

Самый известный вид — «травка», очень фольклорная по своему духу роспись тонкими мазками-травинками. Фоновое письмо — более поздний вид, сложившийся под влиянием городецкой росписи и домовой резьбы. Здесь фон закрывают краской так, чтобы на нём остались сиять золотые узоры. Популярный подвид — «кудринка», роспись плотно лежащими причудливыми завитками.

Хохлома в городах

Вторая половина XIX века — время, когда хохлома завоёвывает города. Переезд туда разбогатевших скупщиков хохломской посуды, народнические идеи и интерес образованной части общества к народным промыслам — всё это способствовало росту популярности промысла. Бурно развиваясь, хохлома теряет аутентичность. Кроме сугубо утилитарной, главным образом точеной, посуды появляются вазы для цветов, трости, даже вычурная мебель. Создание узоров поручают профессиональным художникам, и они обращаются к «русскому стилю», вводя в хохлому плетёнки из ярких лент в духе орнаментов древних рукописей.

На промысле такие узоры переводят с помощью бумажного трафарета и называют «славянской вязью».

Путь хохломы в XX веке

На границе столетий хохломской промысел едва не исчез. Подорожание древесины, распространение фабричной посуды, войны, голод в Поволжье привели  к тому, что создавался минимум самых простых  и дешёвых вещей. Однако с 1917 года возрождением промысла занялось государство. В Сёмино из основанной в 1919 году красильно-ложкарной артели постепенно вырастает фабрика «Хохломской художник». В Семёнове из открытой в 1918 году школы художественной обработки дерева развивается фабрика «Хохломская роспись».

Художники экспериментируют: в 1930-е годы расписывают фарфор и оформляют общественные пространства, в 1950-е в узоры вводятся политические мотивы. На двух предприятиях складывается свой стиль: в Сёмино сохраняют крестьянскую традицию письма «травка» и придерживаются строгих традиционных форм изделий, в Семёново художники предпочитают графичное фоновое письмо с крупными садовыми цветами и волшебными птицами.

Хохлома сегодня

Хохлома превращается в популярный сувенир и официальный символ России: расписные предметы дарят делегациям и главам иностранных государств.

Сегодня официально хохлому делают только на её родине, в Семёнове, на предприятии «Хохломская роспись». Впрочем, и в народе промысел не думает умирать: мастера-надомники продолжают расписывать миски и ложки, высокому качеству сертифицированной «официальной» продукции противопоставляя низкие цены.

Три имени в хохломской росписи

Фёдор Фёдорович Красильников (род. 1876) — представитель знаменитой древней династии художников. В 1928 расписал комплект мебели для кабинета, посланный в подарок жившему тогда в Сорренто Максиму Горькому.

Григорий Петрович Матвеев (род. 1875) — профессиональный художник, педагог. В 1917 году основал в Семёнове школу хохломской росписи, выросшую потом в фабрику «Хохломская роспись».

Татьяна Васильевна Баранова (род. 1953) — заслуженный художник РФ. Ввела в хохлому неканоничный зелёный фон, создав по просьбе певицы Людмилы Зыкиной орнамент с ландышами.

 

 

 

Больше по теме

НОВОСТЬ
В регионах России возрождают домовую роспись
ИСТОРИЯ
История городецкой росписи
СОБЫТИЕ
Чудо чудное, диво дивное. Городецкая роспись
НОВОСТЬ
В Нижнем Новгороде открылся ресурсный центр народных художественных промыслов «Наследие»