26.08.2019

Выставка «Русская фарфоровая скульптура конца XVIII – начала XX века»

Выставка «Русская фарфоровая скульптура конца XVIII – начала XX века»

На экспозиции, посвящённой 200‐летию журнала «Волшебный фонарь» и одноимённой серии фарфоровых статуэток завода Гарднера, представлено 200 произведений Императорского и русских частных фарфоровых и фаянсовых заводов, изображающих  простонародный типаж и народности России.

На выставке также можно познакомиться с книгой «Волшебный фонарь» и иллюстрированными изданиями 1780‐х — 1860‐х годов, послужившими образцами при создании скульптур и тематических росписей по фарфору.

Картинки из «Волшебного фонаря», изданного в Петербурге в 1817 — январе 1818 года, вдохновили мастеров завода Гарднера на создание серии фигур, ставшей ключевым, но не первым произведением русской фарфоровой пластики, посвященным этой теме.

«Калмык и калмычка» из серии «Народы России». Завод Гарднера, 1870-е – 1880-е гг. Бисквит, роспись.

 «Калмык и калмычка» из серии «Народы России» Завод Гарднера, 1870-е – 1880-е гг. Бисквит, роспись

Первая серия подобных статуэток скульптора Ж.‐Д. Рашетта появилась в царствование Екатерины II на Императорском фарфоровом заводе. Следом за ней, в период войны 1812 года, скульптор С.С. Пименов создал классические произведения Императорского завода — фигурки крестьян. Одна из них – «Водоноска» — ­стала символом русского фарфора. Завод Гарднера приобрел право на воспроизведение этой скульптуры и одновременно создал собственные модели с изображением национального и простонародного типажа.

В первой половине XIX века статуэтки Гарднера служили образцами, которыми пользовались заводы Гжели для лубочных вариантов фигурок, полюбившихся публике. К 1860‐м годам мастера фарфоровой скульптуры обратились к новым образам – идеализированных героев «Волшебного фонаря» сменили сатирические литературные персонажи.

В этот период завод Попова создал типаж, вобравший в себя основные черты образов крестьян и мещан. Выполненные из раскрашенного неглазурованного фарфора (бисквита), фигуры не только по сюжету и характеру, но даже по фактуре соответствовали эстетике, отражающей жизнь русского народа.

После закрытия завода Попова скульптуры по его моделям выпускали на заводах Гужева, Иконникова, Масленникова. Но только на заводе Гарднера выпуск тематических скульптур был налажен в массовых тиражах, отчего всё направление получило коллекционное название «бисквиты Гарднера». Параллельно, на фабрике М.С. Кузнецова в Твери скульптуры по моделям завода Попова выпускались из фаянса.

Уличные типы и крестьянский типаж в фарфоре и фаянсе оставались актуальными вплоть до 1920‐х годов. Изображения народов России оказались менее востребованными, чем простонародные типажи.

В последней четверти XIX столетия на заводе Гарднера была выпущена серия из 40 скульптур по литографиям из атласа «Народы России», изданного в 1862 году. И, наконец, в 1907 году Николай II заказал серию «Народности России», модели которой исполнил скульптор П. П. Каменский. Многочисленные скульптуры этих серий представляют собой шествия народов России, по законам жанра торжественно безмолвных, в отличие от переговаривающихся простонародных героев «Волшебного фонаря» и «Уличных типов». Однако всех персонажей русской фарфоровой пластики объединяет запечатлённая в лицах народа печать времени, неоспоримый признак их исторической подлинности.

На выставке лицо каждого персонажа можно рассмотреть в увеличенном воспроизведении, в ракурсе, в котором расписывал его мастер‐живописец.

Выставка «Русская фарфоровая скульптура конца XVIII – начала XX века»

Москва
26 августа — 9 сентября 2019
Вход: Платный

Больше по теме

ИСТОРИЯ
Экскурсии в мир промыслов
НОВОСТЬ
Конференция «Сохранение, развитие и популяризация народных художественных промыслов России»
НОВОСТЬ
Подмосковные предприятия НХП получат компенсацию затрат на участие в выставках
НОВОСТЬ
Предприятия НХП постепенно возвращаются к работе