Тульская гармонь
История гармони насчитывает чуть больше 200 лет. Она появилась почти одновременно в разных странах, только в различных конфигурациях и под разными названиями. В Англии это был концертино, в Австрии аккордеон, а в России — баян. Гармоника очень быстро потеснила старые народные инструменты, заняв главенствующее место. Так что сегодня в трудом верится, что, в сравнении с другими инструментами, гармонь ещё так молода.
Место рождения русской гармони — Тула. Сначала простейшие гармоники начал создавать оружейник Тимофей Воронцов, открывший производство в подвале собственной самоварной фабрики. Так появилась «Вольно-оружейничья гармонная фабрика». Несмотря на то, что эти гармоники были ещё очень примитивными, зато очень символично соединение всех трёх главных ремёсел Тулы - оружия, самоваров и гармоник.
Спустя годы другой оружейник Иван Сизов, привёзший с Нижегородской ярмарки пятиклапанную гармошку, скопировал образец и начал массовое производство.
Но именно в Туле в 1870 году была изобретена новая разновидность гармони - хроматическая. Тульский мещанин Н. Белобородов заказал мастеру Л. Чулкову гармонь с двухрядной клавиатурой по его собственному эскизу. Это была гармонь с полной хроматической гаммой, но не с 7-ю звуками, а с 12-ю (к основным нотам были добавлены полутона). В 1905 — 1907 годах в Туле начали выпускать трёхрядные гармони.
Но только к середине ХХ века гармонь получила те характеристики и качества, которые позволили ей встать в один ряд с классическими инструментами. Сегодня её можно встретить почти во всей оркестрах России. «Второе дыхание» гармонь получила в 90-е годы ХХ века, когда вернулся интерес к народной музыке, а на эстраде появились солисты-гармонисты.
Русская мозаика
Мозаика — это техника камнерезного искусства, при которой пластинками или кусочками ценного камня обклеивают простую каменную основу. Отличие русской мозаики от флорентийской и классической в том, что основа может быть как плоской, так и криволинейной.
Впервые техника «русской мозаики» была применена Петергофской гранильной фабрикой для декорирования «Агатовых комнат» в Царском Селе в конце XVIII века.
Для мозаики используют камни с рисунком — малахит, агат, лазурит, яшму и орлец. Малахитовый зал Эрмитажа, огромные чаши, вазы, столы и колонны, которыми мы любуемся в дворцах и музеях России, выглядят как вырезанные из монолитного камня. На самом деле они сделаны по технологии «русской мозаики». Каменные пластинки тщательно подобраны по тону, рисунку и цвету, так что создаётся впечатление монолитного камня с единым узором.
В наши дни эту технологию используют для создания небольших предметов, письменных приборов, шкатулок и столешниц.