Другое

Тульская гармонь Русская мозаика

Тульская гармонь

История гармони насчитывает чуть больше 200 лет. Она появилась почти одновременно в разных странах, только в различных конфигурациях и под разными названиями. В Англии это был концертино, в Австрии аккордеон, а в России — баян. Гармоника очень быстро потеснила старые народные инструменты, заняв главенствующее место. Так что сегодня в трудом верится, что, в сравнении с другими инструментами, гармонь ещё так молода.

Место рождения русской гармони — Тула. Сначала простейшие гармоники начал создавать оружейник Тимофей Воронцов, открывший производство в подвале собственной самоварной фабрики. Так появилась «Вольно-оружейничья гармонная фабрика». Несмотря на то, что эти гармоники были ещё очень примитивными, зато очень символично соединение всех трёх главных ремёсел Тулы - оружия, самоваров и гармоник.

Спустя годы другой оружейник Иван Сизов, привёзший с Нижегородской ярмарки пятиклапанную гармошку, скопировал образец и начал массовое производство.

Но именно в Туле в 1870 году была изобретена новая разновидность гармони - хроматическая. Тульский мещанин Н. Белобородов заказал мастеру Л. Чулкову гармонь с двухрядной клавиатурой по его собственному эскизу. Это была гармонь с полной хроматической гаммой, но не с 7-ю звуками, а с 12-ю (к основным нотам были добавлены полутона).  В 1905 — 1907 годах в Туле начали выпускать трёхрядные гармони.

Но только к середине ХХ века гармонь получила те характеристики и качества, которые позволили ей встать в один ряд с классическими инструментами. Сегодня её можно встретить почти во всей оркестрах России. «Второе дыхание» гармонь получила в 90-е годы ХХ века, когда вернулся интерес к народной музыке, а на эстраде появились солисты-гармонисты.


Русская мозаика

Мозаика — это техника камнерезного искусства, при которой пластинками или кусочками ценного камня обклеивают простую каменную основу. Отличие русской мозаики от флорентийской и классической в том, что основа может быть как плоской, так и криволинейной.

Впервые техника «русской мозаики» была применена Петергофской гранильной фабрикой для декорирования «Агатовых комнат» в Царском Селе в конце XVIII века.

Для мозаики используют камни с рисунком — малахит, агат, лазурит, яшму и орлец. Малахитовый зал Эрмитажа, огромные чаши, вазы, столы и колонны, которыми мы любуемся в дворцах и музеях России, выглядят как вырезанные из монолитного камня. На самом деле они сделаны по технологии «русской мозаики». Каменные пластинки тщательно подобраны по тону, рисунку и цвету, так что создаётся впечатление монолитного камня с единым узором.

В наши дни эту технологию используют для создания небольших предметов, письменных приборов, шкатулок и столешниц.


 

Предприятия

Агидель
ПРЕДПРИЯТИЕ
Агидель
Беломорские узоры
ПРЕДПРИЯТИЕ
Беломорские узоры
Потешный промысел
ПРЕДПРИЯТИЕ
Потешный промысел
Тульская Гармонь
ПРЕДПРИЯТИЕ
Тульская Гармонь
Художественная мастераская «МАОК»
ПРЕДПРИЯТИЕ
Художественная мастераская «МАОК»
Вологодская финифть
ПРЕДПРИЯТИЕ
Вологодская финифть
АСИК
ПРЕДПРИЯТИЕ
АСИК
ТОМСКАЯ БЕРЕСТА  , ООО "Богара"
ПРЕДПРИЯТИЕ
ТОМСКАЯ БЕРЕСТА , ООО "Богара"
Мастерские декоративно-прикладного искусства "ЛиК"
ПРЕДПРИЯТИЕ
Мастерские декоративно-прикладного искусства "ЛиК"