История

Красным по белому, белым по кумачу: история заонежской вышивки

Красно-белая вышивка Заонежья узнаваема, по-северному лаконична и мудра.

Зародилась она в карельской деревне Хашезеро, недалеко от Шуньги. Считается, что искусство вышивки привезли сюда выходцы из Великого Новгорода, когда заселяли Заонежский полуостров.

За пределами Заонежья вышивка получила известность в конце XIX — начале XX веков благодаря крупнейшей на Русском Севере Шуньгской ярмарке — шумной, праздничной, многолюдной. Той, что стояла на оживленном торговом пути от Беломорья к Великому Новгороду.

Вышивали много. На Руси вышивка была обязательным для женщин ремеслом, доступным каждой крестьянской семье. Девочек учили вышивать с раннего возраста, чтобы к 13 — 15 годам они смогли приготовить себе приданое.

Из чего складывалась вышивка

Нитки

Традиционно заонежские мастерицы вышивали льняными нитями — красными, белыми или суровыми. А со второй половины XIX века — привозными бумажными (хлопчатобумажными).

Красители заготавливали сами. Настой из ольховой коры давал красно-коричневый цвет — неяркий и не очень стойкий. С середины XIX века стали покупать искусственные анилиновые красители — сочные и более долговечные.

Ткани

В Заонежье использовали отбеленный или серый домотканый льняной холст, а также кумач — хлопчатобумажную ткань красного цвета. Лён для себя выращивала почти каждая крестьянская семья. Кумач был покупным, а изделия из него — более редкими.

Виды швов

Основных техник вышивания две. Счетная учитывает количество нитей ткани, несчетная накладывается по намеченным контурам рисунка. Присмотримся к популярным в Заонежье видам шва.

Двусторонний

Самый древний, по-заонежски — «досюльный». Главная особенность в том, что рисунок выглядит одинаково с лицевой и изнаночной сторон. Чтобы нитка обошла весь рисунок и вернулась в исходную точку без единой ошибки, вышивальщице приходилось задумываться над каждым стежком. Таким швом украшали полотенца и женские рубахи. Использовали красную нить и белый холст.

Тамбурный

Похож и на шитье, и на вязание. Игла «тамбурка» (или крючок) протягивает на лицевую поверхность петли, которые соединяются в косичку. Такая косичка обводит рисунок, будто рельефный контур. Тамбуром вышивали подзоры (низ простыни), полотенца, рубахи.

Тамбур по филе

Вышивальщица рисует контур на холсте и повторяет его тамбурным швом. Затем выдергивает из холста нити и перевивает льняной ниткой. Получается сквозная сетка. Такие вышивки всегда делали белым по белому. Ими украшали простыни, подзоры, полотенца, которые использовали в обрядах.

Крестом

Тип счетной вышивки начала XX века. Рисунок складывается из коротких стежков крест-накрест. Крестом вышивали растительные орнаменты на подолах рубах и жанровые композиции на полотенцах.

Орнаменты, и что они означали

Орнамент — это язык. Его элементы в древности были устойчивы и мало менялись со временем. Историк искусств В. В. Стасов в книге «Русский народный орнамент. Шитье, ткани, кружева» (1872) проводит параллели между орнаментом и письменностью: «... ни одной праздной линии ... Каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений».

Постепенно изначальные смыслы, стоящие за каждым элементом орнамента, утрачивались. В Заонежье второй половины XIX — начала XX веков вышивальщицы передавали уже свое, а не родовое понимание узора: первоначальный смысл изменился или вовсе стерся из памяти. Неизменной оставалась только обереговая функция орнамента. Все это затрудняет «прочтение» вышивки.

Древесно-растительный орнамент

Использовался самостоятельно или вместе с другими. Мог быть строгой геометрической формы, с выверенными пропорциями или, наоборот, плавным, со скругленным контуром.

Древо жизни

Любимый мотив вышивальщиц с большим количеством вариаций. Дерево символизировало плодоносную силу живой природы, связь поколений. Часто его изображение соединялось с изображением женской фигуры, стилизованных цветов, змееподобных существ или, например, медведя. Так в орнаменте отражалось представление о неразрывности природного и человеческого начал.

Древо жизни вышивали на полотенцах, простынях, скатертях, на мужских поясах, женских головных уборах и рубахах, предметах свадебного обряда.

Цветы, элементы растений

Такие сюжеты заимствовали из повседневности. Вышивая цветы, побеги с листьями и стебли, девушка на уровне символа творила свою судьбу, «программировала» плодовитость, благосостояние и счастливую жизнь в браке. Часто растительные мотивы подчеркнуто несимметричны.

Изображения животных и птиц

Конь

На старых вышивках коня изображали с удлиненными телом и шеей, склоненной головой. Снизу помещали фигуру поменьше — ромб, например, птицу или женщину. На коня иногда сажали всадника. Изображение коня трактуется чаще всего как солярный символ.

Птица-пава

В Заонежье у птицы-павы вытянутый хвост и поднятое крыло. Изображение птицы совмещалось с богатым цветочным узором, овалами и кругами. Такая пава торжественна, спокойна и полна достоинства. Тех же качеств ожидали и от невесты.

Антропоморфный орнамент

Женская фигура

Вариантов таких фигур множество: голова в виде ромба, овала, восьмигранника, торс прямой или в форме трапеции, руки подняты или опущены. Считается, что укрупненные на некоторых узорах руки могут символизировать Макошь.

Макошь — покровительница женских ремёсел — благоволила к женщинам-хозяйкам, изображалась на домашней утвари, полотенцах, прялках и одежде.

Женщину часто объединяли в одну фигуру с древом, воплощая представления о рождающей земле и о женщине — продолжательнице рода.

Геометрический орнамент

Предположительно, он самый древний, но встречается в Заонежье нечасто.

Ромб

Вышивали полуромб, ромб с удлиненными краями и совмещенный с другими геометрическими фигурами. Для такого мотива выбирали нижний край женской рубахи.

Многолепестковая розетка

Вариантов розеток несколько, например, когда середина — цветок-солнышко. Интерпретируется чаще всего как календарь. Вышивалась розетка по краю полотенца или на передниках и подзорах.

Восьмиконечная звезда, треугольники, кресты

Из таких фигур создавали сложные пропорциональные композиции, вписанные в единую рамку. Пример: узор вышивок оплечий, какие создавали в Заонежье XIX века. Скорее всего, простейшие геометрические фигуры символизировали солнце.

Как использовали вышитые вещи

Традиционно вышивали и на текстиле, который использовался в быту, и на том, что предназначался для обрядов — свадебных, связанных с рождением и смертью, крестьянским календарем.

Так или иначе вышитый текстиль участвовал во всех этапах свадебного ритуала: смотринах невесты, сватовстве, договоре сторон, езде по родственникам, девичнике, собственно свадьбе и послесвадебных обрядах.

Особенно много вышивали полотенец:

  • посажное — самое длинное — в день венчания обрамляло икону;
  • утиральник — до двух с половиной метров — использовался в различных обрядах, передавался по наследству (такие хранятся в качестве семейных реликвий);
  • подножное — на него молодые вставали во время церковного венчания;
  • стеновое — такими во время свадьбы обтягивали столы по периметру (чем больше гостей, тем длиннее холст);
  • свекровник, золовушник и другие «номенклатурные» полотенца — предназначались в дар родственникам и свадебным чинам.

В обмен на вышитое невеста получала расположение членов новой семьи и защиту духов-покровителей. Вышивкой молодая расплачивалась после родов с повивальной бабкой; юбка матери шла на полог для колыбели; посажной свадебной скатертью лечили детские болезни, полотенца использовали для опускания гроба («чтоб дорога на тот свет была широкой»). Вышитой одеждой ограждали себя от зла.

Располагали орнаменты по краю подола, рукавов, ворота, а также над сгибами рук, вдоль швов и боковых разрезов — в местах «входа». Вышивка выступала в роли оберега — черты, охраняющей тело человека.

Как менялась вышивка Заонежья и при чем здесь город

С конца XIX века в Карелии наряду с домашним вышиванием стал развиваться ремесленный промысел. На рубеже XIX — XX веков в Заонежье было всего 5 вышивальщиц, которые работали на заказ. А к 1911 году — через 4 года после появления в Шуньге пункта Общества помощи ручному труду — таких мастериц-надомниц стало 300.

Общество обеспечивало вышивальщиц заказами и сбывало продукцию через русские и международные рынки. С одной стороны, это принесло заонежской вышивке известность и признание (в частности, медали всемирных выставок), а с другой — безвозвратно изменило ее в соответствии с модой и потребностями ярмарочных покупателей. Появились «свежие» орнаменты: «как на городских рекламных листовках». На волне популярности были салфетки и отделки для платьев.

После революции мастерские Общества закрылись. Возрождение вышивального промысла началось в 1929 году, с открытием артели «Хашезерская вышивка». В советский период искусство вышивания приобрело характер организованных промыслов, а в 1957 году процесс шитья механизировали и в разы увеличили объемы производства.

В некогда консервативное ремесло вошли сюжеты новой, советской, действительности. В 40-е — 50-е годы лучшие вышивальщицы артели выполняли правительственные заказы: скатерть «20 лет Карело-Финской ССР», монументальные панно «Легендарный поход Тойво Антикайнена», «Вяйнемяйнен играет на кантеле» появились именно тогда.

Вышивка, какой она была до революции, ушла в прошлое вместе с деревенским бытом и представлениями о мире. Хотя и в 1970-х — 80-х годах отдельные вышивальщицы помнили и творчески перерабатывали «бабушкины» узоры для себя, для домашнего интерьера.

Где искать заонежскую вышивку

Традиционная заонежская вышивка бытует в различных формах. «Та самая» есть в коллекциях музеев, хоть и в небольших количествах: во время Второй мировой войны Заонежье было оккупировано, многое утрачено или вывезено.

Представление о старинном текстиле дают этнографические реконструкции. Такие можно видеть на сельских и городских праздниках, в костюмах местных фольклорных ансамблей.

Но главный держатель бренда заонежской вышивки и хранитель традиций — фабрика «Карельские узоры» из Медвежьегорска — наследница артели, основанной в 1929 году. Здесь создают продукцию и для туристов, и коллекционную, на заказ. Нитки по-прежнему в основном красные и белые, а цвета тканей разнообразнее, чем в старину — это продиктовано спросом.

На фабрике хранят «таблицы вышивок» — образцы узоров за 90 лет. Некоторые из них выполнены на тканях, которых сегодня не существует. На старые вышивки ориентируются мастера при создании совсем новых узоров, а иногда воспроизводят сложнейшие аутентичные узоры точь-в-точь.

Так вышивают сегодня:

  • художник придумывает узор, используя таблицы старых вышивок,
    скольщик на кальке повторяет весь рисунок вручную: прокалывает контур через каждый миллиметр;
  • скольщик же накладывает проколотую кальку на ткань и тампоном, смоченным в растворе синьки, промакивает кальку;
  • раствор проникает через проколы, и на ткани появляется рисунок (контур), вышивальщица по контуру вышивает узор с помощью тамбурной машинки;
  • ткань с готовой вышивкой отправляется на утюжку;
  • в цеху пошива узорный отрез приобретает окончательный вид и форму — рушника, скатерти, сороки-банданы или платья.

Иногда заонежские орнаменты переосмысляются модными дизайнерами и попадают в актуальные этноколлекции и на подиумы, как это было во время Mercedes-Benz Fashion Week Russia в 2017 году.

Больше по теме

Главный художник фабрики «Крестецкая строчка» Мария Евгеньевна Афанасьева внесена в Книгу почёта Новгородской области
Скромное обаяние льна
Вышиваем по азбуке: как работают мастера «нижегородского гипюра»
Сюжет о народных промыслах Торжка показали на «Первом канале» 16 марта