25.11.2019

Пятигорская керамика: лепить как в первом тысячелетии до нашей эры

Пятигорская керамика: лепить как в первом тысячелетии до нашей эры

На землях Северного Кавказа люди живут уже триста тысяч лет. Триста тысяч лет здесь происходит смешение культур, старые обычаи трансформируются под стать времени и условиям, появляются новые. Местное народное искусство продолжает сохранять собственный голос, а современные художники бережно поддерживают древние обычаи.

Пятигорье — центр северокавказской культуры, центр особой гончарной традиции. Невозможно объять тысячелетнее наследие одним взглядом. Но мы попробуем проследить путь знаменитого промысла от каменного века до наших дней.

Около десяти тысяч лет назад жители предгорий Центрального Кавказа и Пятигорья начали создавать лепную посуду из местной глины. Мастера медно-каменного века не использовали гончарный круг, они скатывали податливую глину в тугие жгуты, а затем лепили их друг на друга, придавая керамике причудливую приземистую форму. В курганах находят плоскодонные, круглодонные и более поздние шаровидные сосуды, а также миски, кружки и кувшины особой конструкции.

Совершенствуя своё мастерство на протяжении веков, местные гончары никогда не изменяли принципу ручной лепки. Со временем керамика стала двухцветной, её поверхность начали украшать орнаментом, резным и лепным. Особый стиль утвари и ритуальных изделий из глины этого региона постепенно распространялся по другим территориям.

Наследием бытовавшей в горных областях центрального Кавказа кобанской культуры помимо керамики стали отлитые из металла фигурки животных. Влияние мастеров того времени на искусство региона очень велико, особенно интересно, что традиционные кобанские мотивы до сих пор прослеживаются в творчестве пятигорских мастеров.

Глиняные изделия кобанской культуры отличают геометрические узоры (резные, штампованные и налепные), а также особый, отличный от скифо-сибирского, звериный стиль: ручки предметов часто имеют форму лошадей, баранов и кабанов. Распространённым мотивом являются налепы-шишечки, происхождение которых связано с культом богини земли.

После обжига древними мастерами керамика приобретала коричнево-серый или чёрный цвет, но затёртый белой пастой орнамент придавал изделиям праздничный вид. Со временем формы сосудов усложнились, их функционал расширился. На донышках кружек и кувшинов стали появляться клейма, часть из них носила сакральный характер, а другая вполне утилитарный — северокавказские гончары снабжали своими изделиями жителей земель у Волги и Дона. Созданные в Пятигорье товары высоко ценились и преподносились как образцы высочайшего мастерства.

Орнаменты и форма глиняных предметов никогда не выбирались случайно — они отвечали религиозным представлениям пятигорцев или социально-экономическому укладу. При этом налепы были связаны с мифологической символикой, выступали как обереги.

С появлением скифской и киммерийской культур керамические изделия стали украшать отпечатками ткани, со временем этот тип декора будет совершенствоваться, но мастера XXI века вновь обратятся к его древнейшему виду — оттискам по сырой глине. А вот сарматы привнесли в промысел новую форму — сосуды начали изготавливать в виде животных и птиц. Мастера Золотой Орды, расширявшей границы великой Монгольской империи, привезли с собой традиции поливной керамики.

Несмотря на влияние других культур, трансформацию языка и укладов жизни, умельцы Северного Кавказа твёрдо придерживались старинных практик изготовления гончарных изделий. Их работы с течением времени стали ярче, декор — контрастнее, а орнамент приобрёл более динамичный ритм с отголосками тюркских мотивов, однако основные черты древних пятигорских изделий сохранились до наших дней. Задымлённая керамика, нарезной геометрический орнамент (лощёные линии по матовой поверхности), а также характерная конструкция предметов отличают работы современных мастеров. Несмотря на то, что теперь вместо процарапывания по черепку применятся лощение и глазурная роспись, узор, как и раньше, наносится глубоким контуром. Основополагающие особенности производства также остаются нетронутыми: керамисты не меняют способов обжига и формовки, оставляют прежними пропорции сосудов. Как правило, чёрно-серые изделия декорированы особыми антропоморфными, зооморфными или геометрическими узорами, которые дошли до наших дней с небольшими изменениями.

Советское время привнесло в жизнь промысла свои коррективы, народные традиции на протяжении долгого времени почти не поддерживались. А вот в 1990 году на волне возобновления интереса к национальному колориту было основано предприятие «Темп». Ещё через 6 лет это производство заново открыло древний пятигорский промысел.

Сначала в небольшой компании производили керамические изделия, созданные тремя художниками. Мастера использовали основные приёмы северокавказского народного художественного промысла: оттиск по сырой глине, нанесение бороздок и канавок, глубинный контур, особую формовку и налепливание элементов декора. В их самобытных работах окреп и зазвучал громче голос древнего народного искусства.

Уже через несколько лет художники «Темпа» стали участниками многочисленных выставок, в том числе, международных. Тем временем ассортимент вырос, а предприятие выработало собственный стиль, основанный на соединении традиций, современных технологий и особом взгляде керамистов. Представления о прекрасном у пятигорских мастеров сформировалось под влиянием множества факторов, среди них — почитание древнего наследия и уникальная природа Кавказа.

В 2001 году пятигорская керамика стала официально зарегистрированным народным художественным промыслом Российской Федерации. К этому времени на производстве работало уже несколько десятков мастеров. Каждый из них проходил обучение для того, чтобы изделия «Темпа» соответствовали единому стилю, сформировавшемуся за первые годы работы предприятия. Однако керамистам вовсе не запрещалось добавлять что-то своё в создаваемые предметы, они не только вдохновлялись образцами древнего искусства, но и экспериментировали с различными техниками.

С ростом компании мастера продолжали поиски новых форм для работы в рамках традиционного промысла. Производство обзавелось новыми печами и гончарными кругами, ассортимент расширялся, в том числе за счёт изготовления фарфоровых изделий.

Результатом этих непрекращающихся усилий, внутреннего и внешнего развития стало множество дипломов и наград, которыми отмечены работы пятигорских керамистов. В 2005 году изделия «Темпа» стали лауреатом премии «Сто лучших товаров России», а год спустя получили медаль Петра Великого «За трудовую доблесть».

В 2009 году компания открыла собственный выставочный зал с тематическими экспозициями. И вот, к 2019 году «Темп» не просто предприятие народных художественных промыслов, но и достопримечательность Пятигорска.


Фотографии: https://tass.ru/spec/ceramic

Источники:

Энциклопедия «Всемирная история» [Электронный ресурс]. — URL: https://w.histrf.ru/articles/article/show/sarmatskaia_kultura

Баруткина Л.П. Кобанская керамика (XII в. до н. э. — III в. н. э.): технология и стилевые особенности как художественно-образная основа керамики Северного Кавказа // Петербургские искусствоведческие тетради. — СПб., 2006. — вып. 7.

Баруткина Л.П. Культовая керамика Северного Кавказа Сарматского периода (III в. до н.э. — IV в.н.э.) // Месмахеровские чтения—2000: Материалы научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 18–19 апреля 2000 г.). — СПб, 2002.

Березин Я.Б., Маслов В.Е., Хлопов Ю.В. Керамика раннескифского времени из Центрального Предкавказья // Проблемы современной археологии: Сборник памяти В.А. Башилова / Отв. ред. М.Г. Мошкова. — М., 2008.

Больше по теме

СОБЫТИЕ
Работы молодых мастеров художественных промыслов в Волгограде
НОВОСТЬ
Новая дизайнерская коллекция с использованием народных художественных промыслов представлена на Неделе высокой моды в Париже
СОБЫТИЕ
«Души и рук творенье»
СОБЫТИЕ
Выставка «РусАртСтиль»