В сказочных Кавказских горах на высоте 1800 метров над уровнем моря рождаются прекрасные кинжалы и тонкие кольца, газыри и звонкие браслеты, изящные сабли и кубки. Жители древнего спрятанного в горных туманах села называют себя «угбуг», что в переводе означает «губители народа». Такое самоназвание с одной стороны связано с ироничным отношением горцев к себе, а с другой — отдаёт дань громкому оружейному прошлому. Несмотря на это, даже в непростой для Кавказа период XX–XXI веков сложно отыскать более мирный, чем Кубачи, аул, ведь вся энергия его жителей уходит в искусство. Они посвящают работе всю жизнь, отцы передают сыновьям тайны узоров «тутта» и «мархарай», техники насечки и чеканки. Мастера не подпускают к драгоценным металлам ни одну машину: как и пять тысяч лет назад каждый предмет создаётся вручную.
Рогатый шлем Александра Македонского и трубы из проволоки
«Зерихгеранцы занимаются изготовлением всякого орудия, кольчуг, шлемов, мечей, луков, ножей, кинжалов и разной медной посуды. У них нет ни пашен, ни садов, но они живут зажиточно, и к ним из разных мест привозят всевозможные предметы», — писал арабский историк XII века Абу-Хамид Андалузи. Зирихгераном в те времена называлось отдельное царство, территориально совпадающее с современным поселением Кубачи в Дахадаевском районе Дагестана. В переводе с персидского «зирихгеран» означает «кольчужники», «бронники», сегодняшнее название аула — Кубачи — имеет то же значение, но происходит из турецкого языка.
Оружейно-ювелирный путь кубачинцам подсказала окружающая природа, богатая залежами руды: её добывали у аула Чумли и в ущельях Хъябкъойла катала. Горцы построили из местных твёрдых камней вблизи скал самодельные печи, в которых плавили руду. Из неё получали железо и готовили различные виды стали для оружия, доспехов и домашней утвари. Полученный металл привозили для обработки в Кубачи: аул, надёжно спрятанный за туманными скалами, не подпускал лишних свидетелей к опасному промыслу.
Изначально жители Зирихгерана прославились своими кольчугами, которым не было равных во всём мире по твёрдости сплава и удароустойчивости. А ещё чёрные кубачинские доспехи совсем не ржавели благодаря секрету изготовления: горцы варили их в масле. Часто вместе с кольчугой в ауле покупали весь комплект доспехов с панцирем, налокотниками и шлемом.
Встречались и именитые заказчики: кубачинцы любят рассказывать, что их предки сделали для Александра Македонского тот самый рогатый шлем, который искали герои фильма «Джентльмены удачи». Считается, что в Зирихгеране изготовили саблю Надир-Шаха и щит Александра Невского. Известно также, что Александр III заказал здесь набор холодного оружия в подарок для английской королевы Виктории.
В Кубачах есть и своя история про «подкованную блоху». Давным-давно персидские кузнецы прислали в Зирихгеран тончайшую проволоку, чтобы похвастаться. К ней была приложена записка: «Попробуйте вытянуть такую же — и пришлите её нам». Как гласит легенда, кубачинцы сумели эту проволоку просверлить, они отправили её назад с ответом: «Мы из такого трубы делаем».
Себе жители Зирихгерана дали название «угбуг» — губители людей, поскольку создавали они не только защитную броню, но и оружие. Начинали с кремневых ружей с короткими стволами, потом удлиняли, добавляли продольную винтообразную нарезку внутри и, наконец, получали дальнобойные «мажары». Это орудие было названо в честь татарского города Маджар, с которым горцы вели торговлю. Особое внимание в мажарах уделялось замкам: ими занимались специальные мастера — «чах малла устне», а за оформление прикладов породами благородного дерева отвечали сборщики «чигигволуцванге».
Художественная отделка превращала каждое оружейное изделие в произведение искусства: ствол и замки обязательно покрывались золотыми и серебряными насечками с тончайшими кубачинскими узорами. Дульные кольца и детали прикладов делали из серебра с гравированным и чернёным орнаментом, а по просьбе заказчика чеканный орнаментальный фон могли и позолотить.
С XIX по начало XX века кубачинцы снаряжали всю царскую армию — для драгунских полков делали штыки, кинжалы, пояса и ружейные пороховые заряды — газыри. А генералам и офицерам поставляли покрытые серебром шашки с чеканкой и глубокой гравировкой.
Ювелирная страсть
В ауле любят повторять, что первый кубачинец родился с кинжалом в одной руке и ювелирным штихелем — в другой. Изящные браслеты и ожерелья, звенящие кольца и серьги не уступают в популярности местному оружию. Ювелирные изделия, созданные здесь — больше, чем украшения. К примеру, массивные браслеты из тёмного серебра «кулухме» можно надевать только трижды: девушки носят их на своей свадьбе, через 3 дня (или через 40 дней) после неё, а также перед рождением первенца. После надевать браслеты уже нельзя, их хранят как обереги и оставляют для приданого дочери.
Чернёный узор отличает кубачинское серебро (а это не только украшения, но и кувшины, подносы, бокалы, кубки) от других ювелирных промыслов. Орнамент создаётся впаиванием в основной металл изделия особого сплава серебра, меди, свинца и серы. Сплав для чернения вливают в сделанные с помощью гравировки, чеканки или травления углубления, а затем нагревают, чтобы получить химическую реакцию. После украшения не только выглядят благородно и изящно, но и становятся более практичными в использовании, не темнеют, как другое серебро.
«В селе Кубачи издавна господствует страсть к орнаменту, вошедшая в плоть и кровь людей», — отмечал исследователь Дагестана Евгений Шиллинг. Местные мастера обычно используют один из пяти видов орнамента или «накиша». «Мархарай», который можно перевести как «заросли», — наиболее сложный вид рисунка, состоящий из переплетения цветов и листьев. Украсить изделие «махараем» могут только самые опытные ювелиры. «Тутта» (стебель) — более простой орнамент, напоминающий ветвистое дерево. Медальон «тамга» похож на «тутту», обычно он помещается в центр композиции. Узор «Москва-накиш», появившийся под влиянием столичных мастеров, напоминает букет или ассиметричную ветку с листвой. Орнамент «Миндурна» (это название похоже на турецкое слово «мингдурна», которое переводится как «журавль») состоит из сдвоенных линий с утолщением в середине, он напоминает стаю птиц в полёте.
Исполнение мечты
Сегодня традиции серебряного царства продолжает Кубачинский художественный комбинат. Предприятие открылось после того, как в 1923 году кубачинцы прославились на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, и вскоре получили высшие награды на Парижской художественно-промышленной выставке 1937 года. До этого руководство Советского союза не слишком приветствовало частный промысел горцев, но такими убедительными победами было впечатлено. Власти обеспечили мастеров новым зданием, организовали объединение «Художник», а в 1960 году на его базе открыли Кубачинский художественный комбинат. В 70-е — 80-е годы здесь трудились около 800 человек, ежегодно они обрабатывали 3,5 тонны серебра. О комбинате знали не только в СССР, но и за его пределами: работы знаменитых мастеров Расула Алиханова, Гаджибахмуда Магомедова, братьев Бахмуда и Абдуллы Тубчиевых, Гаджи Кишева регулярно занимали призовые места на международных конкурсах.
Сейчас объёмы производства не такие громадные, но красота и качество изделий остаются прежними. Все предметы создаются вручную, над одной серебряной стопкой иногда трудятся до 12 мастеров. Один придаёт форму, другой разрабатывает и наносит узор, третий занимается глубокой гравировкой, ещё один — чернением, а последний обрабатывает почти готовое изделие напильником и наждаком.
На каждом серебряном предмете Кубачинского художественного комбината стоит 875 проба. Из серебра здесь делают даже узорчатые кувшины, уверяя, что металл не деформируется при падении на пол, и рекомендуют дарить такую посуду тем, у кого есть дети, так драгоценный предмет будет переходить из поколения в поколение.
Кубачинцы считают, что девушкам следует носить созданные ими серебряные браслеты с природными камнями. Особенным почётом пользуются красно-фиолетовый гранат, или альмандин, он, по преданию, отводит дурные взгляды, а также — небесно-голубая бирюза, которая гарантирует безоблачную семейную жизнь.
Так что если у вас есть мечта, отправляйтесь за ней в царство Зирихгеран. Попросите мастера выгравировать на поверхности драгоценных камней браслета пожелание, но непременно арабской вязью. Ведь всё, что высекла на камне рука местного ювелира, обязательно сбудется!
Фотографии: Петр Ушанов (https://www.petrushanov.com)