В одном доме с самоваром
Тульская гармонь – сестра знаменитого самовара, ведь выросли они в одном доме. В 1820 году Тимофей Воронцов открыл первую в России «Вольно-оружейничью гармонную фабрику» в подвале своего самоварного производства. Делал он там простенькие ручные гармоники-однорядки, которые в Туле быстро прижились. А через 10 лет местный оружейник Иван Сизов привёз с Нижегородской ярмарки пятиклапанную гармошку – и понеслось…
Фабрики открывались в Туле одна за другой, в 1851 году их было шесть, не считая семейных артелей. Промысел ширился, и мастера разъезжались по ближайшим областям – Псковской, Рязанской, Орловской, затем по Волге добирались до Казани. Позже их стали приглашать за границу – в 1900 году прогремели на весь мир, завоевав множество наград в Париже, двух- и трёхрядные гармоники туляков Киселёвых.
Но успех не вскружил тульским мастерам головы: они постоянно занимались апгрейдом инструмента. Гармонист и педагог Николай Белобородов положил начало усовершенствованиям: он разработал для гармони двухрядную клавиатуру с полной хроматической гаммой, где были не только привычные семь нот, но и пять полутонов. Первый ряд остался прежним, а хроматические полутона отправились во второй. В обновлённом инструменте звуки на разжим и сжим меха были разными, и хроматическая гармонь Белобородова не только запела лучше прежнего, но и обновила свой внешний вид: её стали украшать древесиной кипариса, слоновой костью, кожей и перламутром.
Сразу после выхода белобородовской гармони к музыканту обратилась немецкая фирма «Кальбе» с просьбой продать патент на новый инструмент. Николай Белобородов отказал и продолжил на родине улучшать любимую гармонику.
Подбасили
В 1907 году, когда про «низкие тазы» и «ровных пацанов» ещё никто не слышал, тульский мастер Геннадий Чулков, вероятно, увидел мир будущего, решив, что гармонике необходимы басы.
Чулков разрабатывал их вместе с отцом, братьями и не без помощи Николая Белобородова. Новый механизм открывал при нажатии на кнопки басов не только басовые клапаны, но и аккордовый ряд. Басы от этого зазвучали насыщеннее. Запатентованное изобретение тульского мастера до сих пор используется во всех «венских» гармониках.
Фамилия Чулков стала для гармошки отцовской: с ней инструмент даже имя сменил. На одной из тульских ярмарок в конце XIX века мастер Павел Чулков презентовал обновление для гармони, превратившее последнюю в баян. Тогда новому изобретению не придали большого значения, и автором баяна долго считали Петра Стерлигова. Однако Стерлигов сконструировал подобный инструмент значительно позже.
Из-за революционных потрясений начала XX века выпуск гармоней в Туле вынужденно отложили, но не забыли. В 1930 году начали строить большую гармонную фабрику на Привокзальной плотине. Работать туда пригласили звёзд. Александр Глаголев настолько блестяще конструировал баяны и гармони, что они побеждали на каждом слепом прослушивании. В то время было модно устраивать подобные конкурсы мастеров и их инструментов: музыкантов сажали за занавес, жюри оценивало исключительно звук. Второй знаменитостью на фабрике стал Алексей Пастухов, который прославился как лучший наклёпщик язычковых планок в стране. Его многочисленные усовершенствования голосовых планок и язычков заставляли баяны петь особенно благозвучно.
«Отсыпай, плясунья, дробь!»
Их услышали и в искусстве: если раньше про гармошку сочиняли в основном частушки, то теперь она ушла в литературу и концертные залы.
Гармоника, гармоника!
Эй, пой, визжи и жги!
Эй, жёлтенькие лютики,
Весенние цветки!
– писал Александр Блок.
Ты играй, гармонь, под трензель,
Отсыпай, плясунья, дробь!
На платке краснеет вензель,
Знай прищёлкивай, не робь!
– вторил Сергей Есенин, который не только сам играл на инструменте, но и часто приглашал на праздники других гармонистов.
Отражённое у поэтов разудалое настроение гармони учёные позже назовут ментальным феноменом страны, и станут изучать его как часть культурного кода.
Ну а пока, в конце XIX века, народный инструмент начал покорять концертные залы. Первым в высокое общество гармошку ввёл Петр Ильич Чайковский. В партитуре своей Второй сюиты для оркестра он написал: «Для надлежащего эффекта этой пьесы гармоники весьма желательны и необходимы». И очень подробно объяснил, какие клапаны и какой рукой должны прижимать исполнители.
Живописные полотна также не обошлись без гармошки: раздвигали меха «Бобыль-гармонист» Фирса Журавлёва и «Мальчик с гармошкой» Михаила Кудрявцева, задорные переливы звучали «У околицы» Федота Сычкова, «В трактире» Леонида Соломаткина, на «Деревенской масленице» Бориса Кустодиева.
«В каждой роте иметь гармонь»
С началом Великой Отечественной войны гармошка зарыдала-затосковала вместе с русским народом:
Так пела и так плакала
Про горести свои,
Как бы за каждым клапаном
Гнездились соловьи
– писал о новой жизни любимого инструмента Александр Прокофьев.
Позабытый деревенский
Вдруг завёл, глаза закрыв,
Стороны родной смоленской
Грустный памятный мотив
– рассказывал Александр Твардовский в поэме «Василий Тёркин».
Спрос на гармонь в тяжёлые для страны годы вырос. В самом начале войны тульскую гармонную фабрику буквально завалили письмами с фронта: «Дайте солдатам гармонь! С песней воевать легче!».
Главное политуправление Красной Армии даже выпустило специальную директиву: «Русская песня, гармонь, пляска — друзья бойца. Они сплачивают людей, помогают легче переносить тяготы боевой жизни, поднимают боеспособность и формируют настроение личного состава. В каждой роте надо иметь запевал, гармонистов и гармонь».
Гармошка в телевизоре и в кино
В 1963 году на тульских музыкальных инструментах появилась фирменная марка объединения «Мелодия». К тому времени в Туле выпускали большую часть всех советских баянов. Знаменитый бренд усилил мощности тульских мастеров, и те разогнались до выпуска 110 тысяч гармоней ежегодно.
О звонкоголосых меховых знали и за рубежом: тульский баян экспонировали в 1967 году на международной выставке в Монреале, инструмент сорвал аплодисменты и получил награды. После этого баяны «Родина», «Русич» и «Мир» зазвучали на лучших сценах мира.
Тогда же с гармошкой начали знакомиться и советские малыши. В 1969 году вышли сразу два мультфильма, где с меховым инструментом выступали рыжий Антошка и обстоятельный Крокодил Гена. Песни «А я играю на гармошке у прохожих на виду» и «Антошка» до сих пор звучат на утренниках, и дети привыкают: если праздник, то с гармонью.
У взрослых дела обстояли серьёзнее. «Одинокая гармонь» композитора Бориса Мокроусова бродила по улицам вместе с хозяином и не могла кого-то никак отыскать, грянувшие «что есть мочи» гармошки (из песни «Свадьба» композитора Арно Бабаджаяна и поэта Роберта Рождественского) надрывали на просёлочной дороге сердце холостяка.
Прописалась гармонь и в фильмах. «Если б гармошка умела всё говорить не тая, русая девушка в кофточке белой, где ты, ромашка моя?» – пел солдат Иван Бровкин в киноленте Ивана Лукинского 1955 года. В фильме «Девчата» Тося Кислицина и Илья Ковригин осознали свою любовь под слова из песни «Старый клён»: «Отчего, отчего, отчего гармонь поёт? Оттого, что кто-то любит гармониста». А в знаменитом «Вокзале для двоих» аккордеон, относящийся к семейству гармоник, помог главному герою Платону успеть на утреннюю поверку в колонии.
Рок-баян и суперсистема
Народному инструменту удалось выжить в непростой период 90-х годов, и сегодня он снова звенит переливами по всему миру. В наши дни традиции тульских мастеров продолжает правопреемник фабрики «Мелодия» – ООО «Тульская гармонь».
В 2000 году на предприятии «Тульская гармонь» создали уникальный музыкальный инструмент – баян «Русь». Из-за особой, специально запатентованной, конструкции он весит почти в два раза меньше своих меховых собратьев, при этом игровые возможности инструмента позволяют ему дать фору всем конкурентам.
На тульских баянах играют именитые музыкальные коллективы: Государственный академический русский народный ансамбль «Россия», Государственный русский народный хор имени Пятницкого, Государственный академический ансамбль народного танца и многие другие.
Но не только классическими инструментами славится «Тульская гармонь», только здесь делают неформатные рок-баяны. Первый такой инструмент у предприятия заказал бывший фронтмен группы «Ноль» рок-баянист Фёдор Чистяков. Специально для него на фабрике придумали двухголосный трёхрядный баян «Тула». Он оснащён встроенным микрофоном, MIDI-системой и может использоваться и как акустический, и как электронный инструмент.
Беспроводная MIDI-система (MIDI – Music Instrument Digital Interfase) – ещё одна гордость предприятия. Она состоит из клавиатуры, которая с помощью датчиков через электронное устройство согласования передаёт в звуковой модуль номер клавиши с присвоенным звуком и скорость нажатия клавиши. В зависимости от цифрового кода такого сообщения звуковой модуль выдаёт сигнал через усилитель в колонки. MIDI–система добавляет гармонике функции синтезатора, один такой инструмент может заменить небольшой оркестр.
Фабрика «Тульская гармонь» постоянно развивается: недавно совместно с чешской компанией «Петроф» здесь наладили выпуск фортепиано. Новый инструмент опробовал музыкант и певец Дмитрий Маликов, и даже пообещал написать для тульского фортепиано именную пьесу.
Сейчас на предприятии выпускают по 400 инструментов в месяц, работает здесь более 200 человек. Выбор моделей огромный: 21 для баяна, по 10 для гармоней и фортепиано. Названия у инструментов все как на подбор – «Куликово поле», «Ясная поляна», «Сказка». Можно заказать и индивидуальный инструмент, такого не будет больше ни у кого. Например, автор знаменитых «Комбайнёров» Игорь Растеряев попросил у тульских умельцев гармонь с нарисованным на ней арбузом.
У творческого предприятия и поклонники особенные. Свою благодарность мастерам они выражают в стихах-частушках:
Так играй, гармонь из Тулы!
Весели народ честной!
Ты всегда была и будешь –
Тульской, славной, заводной!
И это лучшее доказательство тому, что промысел живёт и радует россиян.