Дерево

Чтобы вам было проще ориентироваться в тексте, мы разделили промысел на три категории. Нажимайте и переходите в необходимый раздел:   
Роспись Игрушка Резьба

В богатой лесами России деревянные промыслы всегда занимали особое место: древние славяне, селившиеся у Днепра, Дона и озера Ильмень, владели навыками художественной обработки древесины и использовали её при строительстве домов и создании бытовой утвари.  Простые, рубленые топором куклы использовались в качестве идолов и оберегов. Но со временем искусство усложнялось, и появлялись различные техники: резьба по дереву, художественная роспись, выжигание.

Роспись

 Полхов-майданская роспись

Монахи Саровского монастыря владели токарным  промыслом и сами изготавливали себе деревянную посуду. В конце XVIII века крестьяне Полохов-Майдана переняли у них это умение, а в середине XIX века, благодаря крестьянину-кустарю Павлу Полину, узнали о существовании выжигательного аппарата, работавшего на газовом топливе. Уже в ХХ веке выжженные обводки и узоры в Полохов-Майдане стали раскрашивать красками.

В полхов-майдановской росписи используется четыре цвета: синий, зеленый, красный и желтый, а обязательный приём — обводка рисунка чёрным цветом, сменившая обжиг.

Полхов-майданские токари создавали свистульки, пасхальные яйца, подставки, шкатулки и матрёшек. Отличить их от изделий других регионов можно благодаря вытянутым пропорциям, плавным контурам и особенному цветочному орнаменту с неизменной розой, веткой яблони и клубникой, у которой чередуются синие и зелёные листья.

Ложкарный промысел

Центром ложкарных ремёсел была Нижегородская земля, богатая на деревянные промыслы. Даже в середине ХХ века 96% ложкарного промысла приходилось на эту область, а 4% — на все остальные. Этот промысел процветал также  в Архангельской, Вятской и Оренбургских областях.

Ложкари появились в то самое время, когда появилась и первая деревянная посуда. Вырезание ложки — особое искусство, требующее специальных навыков и секретов, которые ложкари передавали из поколения в поколение. Так как каждый человек имел свою ложку, которую часто носил с собой, к ней всегда относились как к нечто большему, чем просто столовому прибору. Поэтому и ложкарное ремесло совершенствовалось и усложнялось, и среди промыслов было самым прибыльным.

Традиционно ложки делались из берёзы, осины и ольхи, но также и из груши, яблони, рябины, ивы и клёна. У ложек были и свои названия: рабочая, тонкая, полубаская и баская (то есть красивая), носатая, бутырка, межеумок, ложка-загибка.  Существовало множество росписей, хохломская, новинская, пуриховская, и у каждой был свой особый рецепт.

Окраска ложки отличалась от окраски других изделий, так как требовала очень стойкого покрытия, не трескающегося и сохраняющего рисунок. Сначала ложки сушили, затем шпалевали раствором мела и глины, затем промасливали сырым льняным маслом — и оставляли сушиться. После просушки  ложку олифили, расписывали, сушили и отправляли в специальную печь.

В старые времена в работе участвовала вся семья. Мужчины вытачивали и вырезали, сыновья обрабатывали заготовки, которые назывались баклушами, женщины грунтовали и красили. В наше время спрос на деревянные ложки, конечно, упал, но всё же существует и по сей день. По традиции центром ложкарного промысла остаётся Нижегородская область, город Семёнов.

Городецкая роспись

Деревянный промысел в Поволжье, в деревнях Букино, Боярское, Хлебаиха, Курцево, Савино, Косково и других, началось со строительства Петром Первым русского флота. Поначалу резчики по дереву делали украшения для кораблей, а когда флот перенесли к морям, перешли на вырезание посуды и прялок. Изначально роспись служила только дополнительным украшением, но со временем развилась в особое искусство. Роспись, получившее название городецкой, окончательно оформилась только в XIX веке, и первыми на неё обратили внимание известный меценат Мамонтов, а также художники Поленов, Репин и Васнецов.

Городецкий рисунок наносится на дерево без грунтовки. Иногда в качестве фона используются жёлтый, красный или чёрный фон. Основные композиции - это цветочный орнамент, композиция с конём или петухом и сложная сюжетная роспись, связанная с бытом городецких жителей - простых крестьян и купеческого сословия. Нередко встречаются и экзотические животные, львы или барсы, и сказочные существа. Основные цвета орнаментов: охра, розовый, красный, голубой, синий, белый, зелёный, чёрный  и жёлтый.

Предприятия

 

Хохлома

История хохломы насчитывает более трёх веков. Этот промысел появился в нижегородских сёлах Заволжье и Семино у реки Узол, где жители исстари работали с деревом, а своё название получил по имени торговой деревни, где ремесленники сбывали свой товар.

По преданию, появившиеся в нижегородских землях старообрядцы, знавшие секрет золочения икон с помощью серебряного материала и олифы, передали его крестьянским мастерам. Поначалу эту технологию применяли только в иконописи, но с появлением гораздо более дешевого олова, золотить начали и посуду. Таким образом хохлома соединила в себе крестьянские ремесленные традиции и староверческое иконописное мастерство.

Начиная с XIX века самым популярным товаром хохломских умельцев стала деревянная ложка. Самая большая ложка в мире — размером в 2 метра 67 сантиметров, тоже расписана под хохлому. Хохломская посуда славится не только красотой, но и долговечностью — у неё не трескается лак и не блекнут краски. Она несколько раз обрабатывается в печах, что сохраняет потом рисунок даже при воздействии горячих температур.

Эту роспись с сочетанием золота, ярко-красной киновари и чёрного цвета, ни с чем не перепутать. В ней чаще всего можно увидеть огромные цветы, ягоды рябины и земляники, цветущие ветки и жар-птицу.

 

Семёновская роспись

В стенах фабрики по производству изделий народных художественных промыслов «Торговый дом Семеновская роспись», которая была основана в 1932 году, появилась на свет живая, добрая и яркая, с пышным букетом цветов на сарафане семёновская матрёшка. Она известна с детства, пожалуй, каждому жителю нашей Родины. А с 1953 года, когда фабрика стала принимать участие в зарубежных выставках, семёновская матрёшка приобрела известность и за рубежом, став за долгие годы символом России.

И по сей день семёновские матрёшки поставляют в различные уголки мира: от ОАЭ до Великобритании, от Финляндии до Канады, от Аргентины до Японии, а так же в Германию, Францию и другие страны ближнего и дальнего зарубежья.

В 2017 году в Семёнове открылся Музей матрёшки и традиционной игрушки, где собрана уникальная коллекция семёновских матрёшек. В музее проводятся экскурсии и мастер-классы.

Предприятия

Борецкая роспись

Борецкая роспись известна с XVIII века. Своё название получила от села Борок (Архангельская область), где располагался центр росписи. Впоследствие из него выросли еще два художественных направления — «пучужская роспись» и «тоемская роспись».

Один из главных образов промысла  — Древо жизни, пышный цветок с прямым стеблем, вокруг которого размещаются звери, растения, ягоды и птицы.

Борецкую роспись легко отличить от других, обратив внимание на палитру. Преобладают яркие простые цвета: жёлтый, красный, зелёный, коричневый. Все элементы изображения художники подчёркивают чёрным контуром, так что рисунки выглядят очень графично.  Первоначально росписью украшали только прялки, позже мастера стали браться и за сундуки, короба и шкатулки, сделанные из бересты и фанеры.

Само возникновение селения мастеров связано с легендой о временах правления царя Ивана III, обязавшего платить дань все русские земли, от Пскова и до свободолюбивого Новгорода. Но часть новгородских бояр, возглавляемых сильным лидером — боярыней Марфой Борецкой — не были согласны с таким раскладом дел. Царь Иван направил войско в город, и Новгород был покорён. Боярыня Марфа же вместе с единомышленниками сбежала за Северную Двину и основала поселение на высоком берегу реки, которое в честь её рода и было названо Бороком.

Предприятия

Мезенская роспись

Мезенская роспись зародилась в селе Палащелье, на берегу реки Мезень, которая находится в Архангельской области, между Северной Двиной и Печорой. Иногда эту роспись называют палащельской, по названию села. Это один из старейших художественных промыслов Севера, и её секреты когда-то передавались по наследству строго по мужской линии. Расписывались преимущественно прялки, шкатулки, посуда и другие бытовые изделия, и поначалу роспись служила лишь украшением для домашней утвари и рабочих инструментов.

Самобытная мезенская роспись имеет только два цвета, красный и чёрный, а мезенские художники получали краски из сажи, смешанной с лиственничной смолой, и красной глины. Роспись вобрала в себя шаманские традиции, языческие верования и мифологию русского Севера, поэтому она часто изображает коня, символизирующего у северян восход солнца, и утку, которая уносит солнце до рассвета в подводный мир.

Для мезенской росписи характерна многоярусность — так по шаманским верованиям мир разделяется на три мира, подземный, наземный и небесный. Мезенские орнаменты — это не просто узоры, а  первую очередь символы, унаследованные у северных народов. Так крест или крест, заключённый в круге, — это солнце, короткие штрихи — ветер, спираль — огонь, линия — небесная твердь, а линия с волнистой кривой над ней — небесная твердь, полная воды.

Предприятия

Игрушка

Богородская игрушка

Сергиев Посад недаром называли «столицей игрушечного царства», здесь, в селе Богородское, в XVII веке зародился деревянный игрушечный промысел, ставший самым известным в России. Причём его появление — плод влияния Троице-Сергиевого монастыря, одного из крупнейших ремесленных центров того времени, ведь крестьяне Богородского были монастырскими крепостными.

Богородская игрушка сочетает в себе крестьянские и посадские традиции, народный лубок и творчество профессиональных художников, а также испытало на себе влияние книжных иллюстраций и керамического искусства.

Мягкая и податливая древесина ольхи, липы и осины, растущих в этих краях, - идеальный материал для вырезания. Причём до того, как стать игрушкой, дерево высушивается целых 4 года. Поначалу игрушки были одинарными, с узорной резьбой, но со временем стали усложняться по сюжету, собираясь в целые скульптурные группы. Позже богородские умельцы научились «оживлять» свои игрушки, так что деревянный медведь раскидывает лапы, медведица качает колыбель с медвежонком, а солдатики расходятся и сходятся в стройные шеренги. Механические игрушки работают с помощью верёвочки, пружинного механизма или шарика-баланса.

Самый знаменитый сюжет богородской игрушки — мужик и медведь, которые бьют молотами по наковальне, а фигурки приводятся в движение с помощью планки, на которой крепятся. Этой забаве, ставшей визитной карточкой Богородского, уже более 300 лет.

Матрёшка

Один из самых узнаваемых символов России зарубежом — нарядная румяная фигурка девушки в платке. Внутри одной деревянной куклы находятся другие — самая большая матрешка была представлена в 1970 году на выставке в Токио, это была 72-местная игрушка.
Матрёшка появилась в 90-е годы 19 столетия, в период особого интереса к русской культуре и искусству. Сохранение и возрождение народной крестьянской игрушки стало основной целью мастерской «Детское воспитание». Сначала в мастерской изготавливались куклы в праздничных нарядах, затем профессиональный художник Сергей Малютин, вдохновившись японской игрушкой Дарума, создал русскую деревянную игрушку. Народные красавицы в крестьянских одеждах назвали Матрёшкой. С одной стороны, это было отсылкой на одно из самых распространённых женских имён — Матрёна, с другой стороны в этимологии этого слова заложено слово «матерь», так что эта игрушка не только веселая забава, но и один из символов материнства. 
Для изготовления матрёшки мастера чаще всего используют мягкие породы деревьев — липу, ольху или березу. Каждая заготовка проходит через более десяти этапов, а самой первой изготавливают самую маленькую игрушку, которая вкладывается самой первой. Когда все фигурки готовы, их расписывают гуашевыми красками, а затем покрывают лаком — после этого матрёшка готова к встрече со своим владельцем. 

Кузнецкая матрёшка

В 1992 году новокузнецкие мастера объединились в товарищество мастеров народных промыслов «Творчество» под руководством искусствоведа Людмилы Бендас. Людмила Ивановна работала старшим научным сотрудником в Новокузнецком художественном музее, преподавателем в Новокузнецком педагогическом институте, более двадцати лет посвятила созданию в родном промышленном городе самобытных народных художественных промыслов. Именно ей в середине 1990-х годов ХХ века, через 100 лет после первой русской матрешки, нарисованной в Москве художником С.В. Малютиным, принадлежит идея создания «живой», радостной «Кузнецкой матрёшки».

Эту идею творчески воплотила талантливая и самобытная художница Маргарита Даутова, вдохнув в матрёшку жизнь и чувства, наделив каждую судьбой и неброской красотой. Маргарита Леонидовна окончила курсы росписи по дереву ООО «Творчество», работала мастером росписи и преподавателем декоративной росписи по дереву. В 1994 году Маргарита Даутова принимает участие в международной выставке в г. Москве. Представленная ею матрёшка «Провинциалка» из 15 кукол положила начало новому художественному промыслу «Кузнецкая матрёшка».

Маргарита Леонидовна разработала и написала более 800 авторских работ, всего ею выполнено более 6000 работ. Сегодня «Кузнецкую матрёшку» узнают и отличают во многих городах России.

Источник фото: Новокузнецкий краеведческий музей

В Новокузнецком краеведческом музее коллекция «Кузнецкая матрёшка» начала формироваться в 2014 году, насчитывает 48 предметов.

Основные типы «Кузнецкой матрёшки» (в роспись вложены разные идеи её назначения):

  • матрёшка-настроение;
  • матрёшка-сувенирная;
  • матрёшка-театр (коробейник);
  • матрёшка-книжка.

Кузнецкие матрёшки очень разнообразны по формам. Это матрёшки-столбики, матрёшки-кубышки, плотные и приземистые. Одна из самых первых матрёшек «Хозяюшка» (М. Даутова) отличалась не «лицом», а изображением блюда в руках. «Хозяюшка» им гордится и любуется. На чёрном фоне блюда художница изобразила в своеобразной манере все виды садовых ягод. В росписи блюда можно узнать хохломские травы.


Резьба

Сергиевская маховая резьба

Монахи Свято-Троицкой лавры вырезали из дерева кресты, иконы и иконостасы, и старейшие деревянные изделия относятся к XIV–XV векам. А согласно легенде, родоначальником этого вида резьбы был сам Сергий Радонежский.

Резчики по дереву работали без эскизов, высекая форму богородским ножом - острым ножом особой формы, «с маху», отчего резьбу и назвали «маховой». Деревянные фигурки, как и иконы, «левкасили», покрывали левкасом — мелом, размешанным на рыбьем клею и льняном масле.

Так как среди популярных сергиевских фигурок были монахи, а также композиция «барышня и гусар» — дань европейской моде, то после революции сергиевская маховая резьба попала под запрет, а потом и забылась, так что традиции оказались утерянными. Сохранилась богородская резьба, которую часто соединяют в единое с сергиевской, но у неё другая, более гладкая, техника.

В 80-е годы резчик Александр Варганов, с помощью искусствоведа Виктора Соловьёва, восстановил искусство сергиевской маховой резьбы.

Абрамцево-кудринская резьба

Это ремесло возникло не в монастыре или артели резчиков, а в доме крестьянина Василия Ворноскова, который создал мастерскую резных деревянных изделий. Ворносков делал шкатулки, ларцы, ковши, небольшие шкафы и украшал их вычурной резьбой, которая очень быстро сделала его товары узнаваемыми, а его самого — известным далеко за пределами Подмосковья.

Сам Ворносков был воспитанником столярной мастерской для крестьянских детей, основанной женой знаменитого мецената и купца С. Мамонтова. Абрамцево — это имение самого купца, а Кудрино — соседняя деревня, куда переехал Ворносков. Отсюда и пошло название этой резьбы, которая изредка называется также и ворносковской.

Ворносков разработал свой особый стиль, получивший название «плоскорельефной заоваленной резьбы», которую в просторечии иногда зовут «кудринки». На деревянных изделиях он выполнял орнаментальные композиции из силуэтов животных, птичих перьев,  завитков, веточек и листьев.

Абрамцево-кудринскую резьбу отличает нарочитая незаглаженность, со следами ножа и стамески, и особая рыхлость и бархатистость фона. Богатая цветовая палитра достигается с помощью морилок и красителей, придающих дереву не только привычный коричневый, но и серый или оливковый цвет.

Глухая домовая резьба

Глухая резьба, распространённая в Нижегородском, Балахнинском и Городецком уездах с середины XVIII до начала XX века, берёт своё начало с украшения судов. Отсюда и её другие названия — «барочная резь» (от слова барка) и корабельная резьба. Ремесленники работали на судах зимой, а в остальное время искали работу на стороне, привнося своё искусство в жилое зодчество - оконные наличники, ставни и ворота. Так на деревянных домах появлялись необычные орнаменты и сказочные существа, типичные для корабельных украшений — русалки или птица-сирин.

Глухая резьба выполнялась не одним мастером, а целой артелью, где обязанности были распределены между всеми работниками. Рисунок наносился иглой на сосновую, гладко обструганную доску, затем пудрился с помощью мешочка с истолчённым углем и обводился карандашом. После, с помощью набора долот, мастер вырезал рельеф и детально прорабатывал рисунок, который покрывал олифой.

Глухой эту резьбу называют за «глухой», без прорезей, фон. Правильное расположение высоких и низких участков рисунка создаёт выразительность, декоративность и непередаваемую игру светотени.

Шемогодская резьба по бересте

Самый известный берестяной промысел, шемогодская резьба, зародилась в конце XVIII — начале XIX века в Шемогодской волости Великоустюгского уезда Вологодской губернии. Наибольшего мастерства достигли резчики деревни Курово-Наволок.

Шемогодские мастера делают туески, шкатулки, перчаточницы, платочницы, табачницы, пеналы и другие изделия, украшенные прорезной берестой или теснением. Ажурные узоры, названные «берестяным кружевом», состоят из растительных орнаментов — стелющихся стеблей с удлинёнными листьями, цветов и ягод, и геометрических рисунков - ромбов, кругов и овалов. Вырезаются также и более сложные изображения: животные и птицы, городские пейзажи, бытовые сценки — чаепития, танцы и гуляния в саду, или крестьянский быт — охота и рыболовство.  Заметное влияние на шемогодскую резьбу по бересте оказали северная ажурная резьба по кости и черневое искусство.

Техника резьбы по бересте требует аккуратности и навыка. На бересту, мягкую и податливую от природы, тупым шилом наносится рисунок, который вырезается потом острым ножом. Чтобы получить резкие контуры, мастера держат нож под прямым углом, а чтобы рисунок приобрёл мягкие очертания, его слегка наклоняют — тогда оголится срез и толщина материала.

После революции берестяное ремесло сохранилось благодаря рабочим артелям, которые существовали даже в годы войны.

Берестяной промысел в Кузбассе

Берестяной промысел обрёл самостоятельный статус в Кузбассе в 70-е годы прошлого века. Мастера не только освоили работу с этим материалом, но и внесли много нового, развили традицию, создали свои направления, школы. Многие музеи уже имеют в своих фондах работы кузбасских берестянщиков, поскольку кузбасские умельцы устраивали передвижные выставки –  их работы стали известны на Урале, в Москве. В Кузбассе существуют три основных центра берестяного промысла: Мариинск, Прокопьевск, Кемерово. В каждом – свои особенности. Мариинская школа привержена традициям. При этом мастера здесь очень разноплановые. Объединяет их общее направление: мариинцы делают функциональные вещи — туеса, короба, блюда. Это крестьянский стиль – в противоположность городскому стилю изделий из Прокопьевска, например. Мариинские мастера предпочитают крупные размеры работ, не усложнённый, чаще растительный, орнамент, яркую роспись – как гуашевую, так и масляную, применяют различные формы оплёток для украшения донцев, ручек и крышек. Кроме того, используется прорезная накладная береста, часто с цветным фоном, декорирование цветным шнуром, кожей, необработанной берестой. Роспись создаётся самая разнообразная: от фольклорных и библейских сюжетов до традиционных геометрических и растительных орнаментов. В последнее время заметна тенденция к снижению резного и расписного декора, больше внимания уделяется природным качествам материала – цвету, фактуре. Характерна для мариинцев работа комплектами. Мастера также изготавливают народные музыкальные инструменты.

На фото: мастера «Прокопьевской бересты»

Прокопчане стали работать с берестой несколько позже мариинцев. Они выработали особый стиль и свой подход к организации труда. Прокопчане сначала работали резчиками по дереву, и с берестой продолжают работать «методом бригадного подряда». Долгое время в Прокопьевске существовало объединение берестянщиков — «Сонмище». Сейчас это объединение переименовано в «Прокопьевскую бересту», мастера создают работы для муниципальной коллекции, представленной в культурно-выставочном центре «Вернисаж». Сюжеты и мотивы произведений самые разные: буйство таёжной жизни, языческая мифология, башкирские, шорские национальные традиции, русский праздник, ироничные игровые формы, исторические образы, философские размышления. Мастера создают изделия как традиционных форм (туеса и короба), так и новых функциональных форм, прежде несвойственных народным промыслам, но выполненных в традиционной технике резьбы, плетения, тиснения: вазы, ледницы, хлебницы, кружки, блюда. Такие формы технологически сконструированы промысловыми приёмами: шитьём пластов, применением сколотня. Кроме того, создаются предметы объёмных пластических форм – «декоративная пластика». Она исполняется в технике рожкового плетения. Примером может служить серия работ «Дятлы» Рашита Багаутдинова. В качестве отдельного направления в промысле выделяют настенные панно, плоскостные формы, в которых подчёркивается природный рисунок, текстура материала. Художественной обработкой создаются эффекты, вызывающие ассоциативные образы. В эту группу можно отнести инсталляции – декоративные объекты, основной частью которых является панно, а также стилизованные под архаику коренных народов Сибири бубны, маски и берестяные «грамоты».

Источник фото

Среди берестянщиков Кузбасса особняком стоит кемеровский художник Виктор Хахалин. Этот мастер создал совершенно особый тип берестяной игрушки. После окончания Кемеровского художественного училища занимался живописью. С 1990 года начал работать с берестой, в 1992 году создал новое направление в работе с ней – сделал свою первую куклу. С тех пор скульптура стала основой творчества мастера, его визитной карточкой. Излюбленной темой Хахалина является изображение крестьянского быта и труда: это «Косари», «Баба с граблями», «Пахарь». Также интересна и своеобразна серия работ «Русские забавы» и скульптуры, посвящённые славянским мифам и языческим богам. Несмотря на довольно примитивное изображение лиц, у каждого героя чувствуется свой характер. Виктор Хахалин регулярно участвовал в выставках в России и за рубежом.

Предприятия

Богородская фабрика художественной резьбы по дереву
ПРЕДПРИЯТИЕ
Богородская фабрика художественной резьбы по дереву
Шадринская берестяная мастерская «Честа»
ПРЕДПРИЯТИЕ
Шадринская берестяная мастерская «Честа»
Липецкие узоры
ПРЕДПРИЯТИЕ
Липецкие узоры
Вятский сувенир
ПРЕДПРИЯТИЕ
Вятский сувенир
Сувенир
ПРЕДПРИЯТИЕ
Сувенир
Тверские сувениры
ПРЕДПРИЯТИЕ
Тверские сувениры
Хохломская роспись
ПРЕДПРИЯТИЕ
Хохломская роспись
Азимут
ПРЕДПРИЯТИЕ
Азимут
Семеновская роспись
ПРЕДПРИЯТИЕ
Семеновская роспись
ООО "НАДЕЖДА"
ПРЕДПРИЯТИЕ
ООО "НАДЕЖДА"